Музыкальная терапия
Что такое музыкальная терапия?
Что такое музыкальная терапия?
Цель у педагогов и родителей одна и та же — это профессиональное применение музыки и её элементов как метода терапии в медицинской, образовательной и повседневной среде с индивидуальными клиентами, группами, семьями и сообществами, стремящимися улучшить качество жизни и оптимизировать своё физическое, социальное, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное и духовное здоровье и благополучие.
“Как врачи используют различные процедуры и оборудование (операцию, лекарства, психотерапевтическое внимание к проблемам человека), в зависимости от диагноза пациента, так и музыкальные терапевты подбирают музыку под индивидуальные потребности своих клиентов” (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).
Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества,
- музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков у пациентов с аутизмом;
- музыкальная терапия улучшает общее состояние здоровья и может также улучшить психическое состояние и функционирование в случае, если было проведено достаточное количество музыкотерапевтических сеансов, у пациентов с шизофреническими расстройствами;
- музыкальная терапия целесообразна для людей с депрессией;
- оказывает положительное воздействие на качество жизни людей с онкологическими заболеваниями.
Одна из ключевых задач музыкального терапевта — помочь детям с задержками речевого развития. Так, владение музыкальным языком (музыкальной фразой) является предпосылкой овладения связной речи.
Этому способствуют следующие приемы:
— игра на музыкальных инструментах в ансамбле, где дети учатся слушать друг друга.
— сольное пение и пение в ансамбле.
— "Пение голосом и руками". При этом тело, руки, голос становятся единым хорошо слаженным инструментом. Дети сосредотачиваются перед началом музыкальной фразы, правильно берут дыхание, своевременно завершают произведение.
— развитие движений с помощью музыкальных примеров: пение превращается в игру с руками и пальчиками, помогая запомнить мелодию, ее динамику и нюансы.
— разучивание песенок сопровождаемых ритмичными движениями, помогающие выявить слоговую структуру слова.
— "Логопедические" распевки - это особая система освоения звуков родного языка.
— ритмограмма - рисование музыки цветными карандашами - помогает "увидеть" характер мелодии.
Педагог: Баринова Л.Н.. Выпускница Академии им. Гнесиных, коррекционный педагог, автор методики "погружение в музыку"; диагностика музыкального развития Института возрастной физиологии.