Анонсы и статьи

Музыкальная терапия

Что такое музыкальная терапия?

Что такое музыкальная терапия?

Цель у педагогов и родителей одна и та же — это профессиональное применение музыки и её элементов как метода терапии в медицинской, образовательной и повседневной среде с индивидуальными клиентами, группами, семьями и сообществами, стремящимися улучшить качество жизни и оптимизировать своё физическое, социальное, коммуникативное, эмоциональное, интеллектуальное и духовное здоровье и благополучие.

“Как врачи используют различные процедуры и оборудование (операцию, лекарства, психотерапевтическое внимание к проблемам человека), в зависимости от диагноза пациента, так и музыкальные терапевты подбирают музыку под индивидуальные потребности своих клиентов” (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).

Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества,

- музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков у пациентов с аутизмом;

- музыкальная терапия улучшает общее состояние здоровья и может также улучшить психическое состояние и функционирование в случае, если было проведено достаточное количество музыкотерапевтических сеансов, у пациентов с шизофреническими расстройствами;

- музыкальная терапия целесообразна для людей с депрессией;

- оказывает положительное воздействие на качество жизни людей с онкологическими заболеваниями.



Одна из ключевых задач музыкального терапевта — помочь детям с задержками речевого развития. Так, владение музыкальным языком (музыкальной фразой) является предпосылкой овладения связной речи.
Этому способствуют следующие приемы:
— игра на музыкальных инструментах в ансамбле, где дети учатся слушать друг друга.
— сольное пение и пение в ансамбле.
— "Пение голосом и руками". При этом тело, руки, голос становятся единым хорошо слаженным инструментом. Дети сосредотачиваются перед началом музыкальной фразы, правильно берут дыхание, своевременно завершают произведение.
— развитие движений с помощью музыкальных примеров: пение превращается в игру с руками и пальчиками, помогая запомнить мелодию, ее динамику и нюансы.
— разучивание песенок сопровождаемых ритмичными движениями, помогающие выявить слоговую структуру слова.
— "Логопедические" распевки - это особая система освоения звуков родного языка.
— ритмограмма - рисование музыки цветными карандашами - помогает "увидеть" характер мелодии.



Педагог: Баринова Л.Н.. Выпускница Академии им. Гнесиных, коррекционный педагог, автор методики "погружение в музыку"; диагностика музыкального развития Института возрастной физиологии.

Работа по методу «Со-творение» всегда начинается с двух основных воздействий, которые носят рабочие названия «Протяжка» и «Брюшко».

Работа по методу «Со-творение» всегда начинается с двух основных воздействий, которые носят рабочие названия «Протяжка» и «Брюшко».


«Протяжка» - это, на наш взгляд, выравнивание напряжения по соединительной ткани  мышцам спинного и нижней части головного мозга. В результате улучшается кровообращение этих областей. Иногда, «на щелк», включаются отсутствующие функции – например, центральное зрение, тоническое напряжение кистей рук и многое другое.


«Брюшко» - активизация автономной нервной системы. В результате улучшаются процессы пищеварения, работа внутренних органов. Появляется эмпатия у аутистов. Уходит спастика у клиентов с ДЦП.

Программа: «Антистресс»

Программа: «Антистресс»

 

Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов -стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс от др.-греч. εὖ- «хорошо») и отрицательную (дистресс от др.-греч. δυσ «потеря») формы стресса. [ru.wikipedia.org›Стресс].

Программа «Антистресс» ставит перед собой задачу научить использовать ресурсы организма, появляющийся в результате эустресса, для расширения и автоматизации этого процесса.

Тело всегда реагирует на стресс напряжением. Это напряжение может оказать как сковывающее воздействие на тело (спазм), так и предать дополнительные силы, для действия.

 

Цели программы «Антистресс»:


  1. Научиться чувствовать напряжение тела,возникающее в стрессовой ситуации.  2. Научиться отделять стрессовое напряжение, от естественных напряжений, связанных с движениями тела.
  2. Научиться владеть стрессовым напряжением: использовать возникшее напряжение как собственную силу.
  3. Отработать, автоматизировать данное умение в различных жизненных ситуациях.


 

Основные направления работы

- Создать в теле напряжение эустресса в состоянии «здесь и сейчас».

«Толкания»

Легкие толкания человека в корпус или плече. Толкаем ладонью, локтем, плечом. Сила толчка не должна быть слишком слабой (что бы человек это не принял за игру, не требующую ответного действия), и не слишком сильной, чтобы не вызвать дистресс. Толчок должен сдвинуть человека с места, и вызвать автоматическое выравнивание позы тела (ктивация позо-тонических рефлексов – опорные, осевые, вестибулярные), а также подсознательное желание ответить, на вторжение в его пространство.

В упражнении «Толкание» чередуются толкания друг друга – то толкаете вы, то толкают вас. Вы учите друг друга быть сильными. Состояние стресса и напряжения рождается не только как ответная реакция, когда воздействуют на вас, но и когда вынуждены воздействовать вы.

«Перетекание напряжения»

Давим своими ладошками на ладошки партнера: учимся почувствовать тонус и напряжения партнера. При правильном исполнении партнер ощущается от ладошек (место давления) до стоп (место опоры в землю). В упражнении также используется чередование: сначала давите вы, потом давят на вас. Когда давят на вас, задача пропустить это давление, волну напряжения, из ладошек в стопы. Т.е. не сопротивляться ему, а присвоить давление партнера и спустить его в стопы, пропустив сквозь себя.   

 

Ожидаемый результат программы «Антистресс»:

- Использовать напряжение, возникающее при стрессе, как собственную силу.

- Принять, и сделать своей силой, напряжение, исходящее от партнера.

Тело является основой психики. Научившись справляться с телесными напряжениями, вы можете, точно также, принимать и присваивать, как силу, напряжения психические. Вы сможете использовать стрессовую ситуацию, как возможность получения дополнительных ресурсов вашего организма,