Статьи

Искаженное эмоциональное реагирование

Искаженное эмоциональное реагирование
Нарушения эмоционального реагирования часто выделяют как симптом, при описании некоторых видов расстройств личности.
Мало того, с 90-х годов в психологии появилось понятие «эмоциональный интеллект» - как будто эмоциональное реагирование существует и может быть исследовано само по себе.
Создается впечатление, что ученые, психологи просто забыли основы физиологии и психологии эмоций.
Эмоции никогда не возникают сами по себе. Эмоции всегда вторичны. Первично - восприятие, чувствование. И лишь вторично – возникает эмоция.
Поэтому при любых нарушениях, искажениях эмоционального реагирования – мы смотрим восприятие, исследуем его особенности на каждом из уровней построения движений. При восстановлении уровня, восстановлении восприятия уровня – мы отмечаем и восстановление, выравнивание эмоционального реагирования.
Из опыта работы мы видим, что чаще всего искажает эмоциональное реагирование нарушение восприятия протопатической чувствительности (уровень А).  Это самый древний вид чувствительности, присущий еще одноклеточным существам и медузам – когда поверхность клетки, поверхность тела чувствует и тепло, и давление, и свет, и звук…  Этот вид чувствительности сохранен у человека и проводится в головной мозг по задним столбам мозга спинного.


Протопатическая чувствительность входит, как составляющая, в состав сенсорного синтеза каждого из более высоких уровней движений.
При жалобах клиентов, что они не получают удовольствия от жизни – мы сразу смотрим обработку информации уровня В. Сенсорный синтез именно этого уровня окрашивает чувство удовольствия. Восстанавливается работа уровня – восстанавливается чувство удовольствия от жизни, от движения, от общения с близкими.


Сенсорный синтез уровня С – строится вокруг восприятия целостных объектов, сенсорный синтез уровня D – вокруг целостного восприятия ситуаций. Нарушения сенсорно синтеза ведут к появлению страхов, сходных со страхами в темной комнате – все неопознанное, недопонятое наше психика достраивает до страшного.
Восстановление данных уровней убирает реальные страхи, сопровождающие восприятие; но еще какое-то время может сохраняться страх, что будет страшно.
 

Диафрагмы тела

Диафрагмы тела

Тело человека  сохранило в себе стадии, которые  менее развитые организмы проходили в филогенезе.

Диафрагмы тела, как и кольца тела, относят нас к уровню развития кольчатых червей. Похожее строение мы видим у гусениц и сороконожек.

 

 

Тело состоит из члеников (колец), разделенных перегородками.

В процессе эволюции большинство перегородок практически исчезло, но остались три крупные диафрагмы (перегородки) тела и несколько диафрагм головы.  


Кроме того, к диафрагмам тела относят костные поперечные связи конечностей – плечевой пояс, локти, запястья, ладони, тазовый пояс, колени, щиколотки, стопы;  и диафрагмы  головы – свод нижней и верхней челюсти, свод черепа.

Диафрагмы – это перегородки, состоящие из соединительной ткани и мышц, в которых есть отдельные отверстия, апертуры.


Нервная система Брюшка – это ганглии тела, расположенные у жизненно важных органов и объединенных в единую систему – автономная нервная система тела.

Большинство ганглиев обладают пейсмекерной активностью, т.е. задают внутренние ритмы тела - дыхание, сокращения сердца, пульсация мышц сосудов лимфы и крови, перистальтика органов пищеварения…

Организм – это единая биодинамическая система, основу движений которой составляют волны тела. Тело прозрачно для волн. Волны пронизывают и объединяют тело.

Внутри нашего тела все находится в постоянном движении.

Диафрагмы, как полотна паруса, то надуваются, то опускается, объединяя, участвуя и руководя всеми основными процессами образования волн тела.


Кроме того, движения диафрагмы необходимы

- для построения пластики целостных движений тела

- для построения голоса

-  для объединения ганглиев тела в единую систему лучистости.

 

 

        

 

 

Как работает программа "Диафрагмы тела".

Программа  «Диафрагмы тела»-– может проходить в групповом и индивидуальном формате, работа идет на уровне Системы Брюшка.

 

Продолжительность работы 1 – 2 часа, в зависимости от состояния клиента.

Программа «Диафрагмы тела» может проходить, как отдельный прием или групповая работа или входить ,как часть, в более широкие Программы – такие как «Лимфатическая система», «Подкожная соединительная ткань», «Кольца тела и головы», «Лучистость» – т.е. программы, связанные с активацией той или иной системы Брюшка.

Работа может идти вживе и онлайн.

Активация диафрагм тела ведется через концентрацию внимания клиентов на определенных анатомических областях тела, на определенных процессах тела.

 

 Результаты работы.

В результате работы по активизации Диафрагм тела происходит оживление, стимуляция работы всей системы Брюшка, объединение всей системы Брюшка в единый процесс, и, соответственно, улучшение работы всех внутренних органов.

Мы надеемся, что организм сам возьмет на себя работу по стабилизации давления и обменных процессов тела, выравнивание процессов дыхания, работы сердца, пищеварения, выделения, размножения. гормональной системы в целом, регуляцию работу мышечной ткани, и гладкой, и поперечнополосатой – т.е. слаженную работу всех внутренних органов нашего тела.

 

 

 

 

Программа работы с детьми с РДА, РАС

Работа с детьми, имеющими диагноз РДА, РАС.

Диагностика аутизма с точки зрения метода Со-творение   вебинар Максимовой ЕВ

С точки зрения метода «Со-творение» основные нарушения наблюдаются у аутистов на следующих уровнях построения движений:

Уровень А

- задержка ответа при пробе на глубокую чувствительность от 0,5 сек до нескольких минут

- нарушения тонической регуляции – часто гипотония, реже дистония

- нет тонического встраивания тела ребенка в тело мамы

Подуровень V (Брюшко)

Сохранность подуровня зависит от состояния уровня V у родителей, простраивания детско-родительских отношений, особенностей раннего развития.

Страхи и переживания родителей переливаются в детей – у родителей, а, соответственно, и у детей могут быть заблокированы отдельные ганглии (сплетения), что ведет к нарушениям вегетативной регуляции и, что главное, не строится эмпатия.

Не строится постуральная составляющая тела – поза; дети могут много двигаться, но не держат позу, не могут стоять.

Плохо различают живое/не живое.

Отсутствие реакции (или извращенная реакция) на эмоции других людей

Уровень В

Боковое, периферической зрение сохранно и, как правило, заменяет центральное. Взгляд рассеянный, скользящий.

Часто наблюдается гипервозбуждение поверхностной чувствительности – по-видимому, как компенсация недостатка чувствительности глубокой - неприязнь к определенным тактильным ощущениям, слишком сильная реакция на запахи, чрезмерная избирательность (например, к  некоторым цветам или в еде)

Как правило сохранен по первичным, врожденным, автоматизмам.

Но более высокие автоматизмы строятся с опорой на уровни В, С и D – здесь возможны задержки.

Уровень С

- нарушена тоническая настройка зрения и слуха – нет центрального зрения

- не формируется восприятие себя и, соответственно, Я-сознание

- нет, характерного для уровня С, тонического напряжения кистей рук, 1-2 и 4-5 пальцев

- нарушена подстройка тонуса под движение – то диагностируется как дискоординация движений; в тяжелых случаях целевые движения не строятся вообще.

- нет (или идет очень слабо) запечатление и подражание

- монотонность звучания и речи

- нет, или слабо, совместное внимание

- нет, или слаба, поисковая активность

- страхи, связанные с объектами в пространстве

Уровень D

Часто у аутистов уровень D много сохраннее чем уровень С – движения из образа, из роли получаются много, чем движения реального мира, движения «здесь и сейчас».

При выпадении уровня С простраиваются D/В стереотипы, которые выглядят как жесткие ритуалы.

Если есть нарушения построения уровня D, то мы наблюдаем

- проблемы социальных взаимодействий - восприятие и принятие роли, сюжета

- страхи, связанные с ситуациями, сюжетами

Уровни Е

Также, как правило, сохранны, но их проявление маскируется недостатком построения более низких уровней. Так ребенок понимает, что нужно сделать, а руки не слушаются.

 

 

Эмоциональное реагирование

У аутистов часто отмечают искаженное эмоциональное реагирование.

Здесь важно иметь в виду, что эмоциональное реагирование человека всегда вторично – сначала мы что-то почувствовали, увидели, поняли – потом возникает эмоция, определяя значимость воспринятого лично для нас. Таким образом , нарушения восприятия всегда дадут нарушения эмоционального реагирования, вплоть до страхов.

Восстановление эмоционального реагирования идет вслед за восстановлением сенсорного синтеза того или иного уровня построения движений.

 

Работа с аутистами по методу «Со-творение»

Первый прием – «Протяжка»

«Протяжка»-это,на наш взгляд, выравнивание напряжения по соединительной ткани и мышцам спинного и нижней части головного мозга. В результате улучшается кровообращение этих областей.

Работа идет одновременно и с родителями, и с ребенком.

Как правило, после «Протяжки» мы наблюдаем

- выравнивание глубокой чувствительности

- исчезновение разрывов тела по сегментам колец, если они были

- появление тонического напряжения кистей рук

- появляются, сначала очень короткие, элементы центрального зрения – цепляние и ощупывание глазами

Со временем, простраивается восприятие себя и, несколько позже, Я-сознание.

 

Второй прием – «Брюшко»

Прием «Брюшко» -это,на наш взгляд, активизация автономной нервной системы.

Работа идет одновременно и с родителями, и с ребенком.

После приема «Брюшко» - какие изменения мы наблюдаем сразу, например,

 - синхронизация дыхания,

- выравнивание вальгусных стоп;

А на какие-то процессы требуется 4-6 месяцев

 – улучшение тонуса кишечника и процессов пищеварения,

- улучшается кровоснабжение и активность головного мозга

- у детей с ДЦП уходит спастика и т.п.

- включается эмпатия – мама чувствует ребенка, ребенок чувствует маму; со временем, ребенок начинает чувствовать и других людей.

 

Важно отметить, что результаты нашей работы, скорость восстановления ребенка зависят от того, в каком возрасте мы начали с ним работать.

Наилучший вариант, когда мы начинаем работать с маленьким ребенком, до 3,5 лет, или меньше, – тогда еще включена программа саморазвития и дети, хотя и с задержкой, выходят в норму. В основном через собственные игры – с телом, по подражанию, запечатлению и т.п.

К 4 годам этот процесс заканчивается. Тогда требуется специальная игротерапия, сенсорная терапия, музыкальная терапия – также игра, где ребенок учится пользоваться новыми возможностями тела.

Чем старше ребенок, тем больше накапливается у него стереотипов неправильного, несоциального поведения, тем более длительная и кропотливая требуется работа психотерапевта.

 

Дальнейшая работа, которая ведется с аутистами в центре «Со-творения», зависит от того, какие проблемы у ребенка остались и что родителям, в первую очередь, хочется «починить».

 

По уровню А

- Восстановление активности ребенка - стимуляция глубокой чувствительности,

- Пеленание в кулечек – отрабатывание переживаний ребенка (и взрослого) в процессе беременности и родов

- Построение целостного ответа тела – обнимашки, зажимы

- Группа Вместе с мамой – обнимашки, вписывание

 

В результате работы по уровню А простраивается:

- тоническое единение тел

- доверие к близким и к миру

 

По подуровню V, Брюшко

Собрать брюшко руками, успокаивать брюшко – учим мам

Работа с шеей

Работа с лицом

Работа с тазом, плоскоступие

Работа со стопами

Тренажеры - Баюн

Тренажеры - автоматизация позо-тонических рефлексов – опорных, осевых и вестибулярных; мозжечковая стимуляция

Вибрации тела

Вибрации от голоса

Целостность – обнимашки, зажимы, отталкивания, колено/плечо

Волны тела

Эмпатия

Группа Вместе с мамой – эмпатия, активизировать/успокоить Брюшко

Группа Лимфатическая…

Группа Кольца тела и головы

Группа Лучистость

 

В результате работы по уровню V простраивается:

- слаженная работа автономной нервной системы

- появление устойчивой позы

- эмпатия

- сочувствующая реакция на эмоции других людей

 

По уровню В

В-вода – работа с системой гуморальной регуляции тела

Кранио-сакральная терапия

Раскачка – активация уровня В для простраивания высших автоматизмов

  Со-движение по уровню В – детско-родительские объединения

   Группа Вместе с мамой – активация кожи, набегаться, со-движения, куча-мала

 

В результате работы по уровню В активизируется

- построение высших автоматизмов – внимания, памяти, речи и мышления.

- уходит гиперчувствительность к прикосновениям

 

По уровню С

С-вода – активизация гуморальной регуляции уровня С

Построение С1 тела – Буратино

Построение С2 тела – Головоног

С-пальцы  - выравнивание кровообращения головы и тела

Автоматизация С-движений – сенсорное и двигательное развитие

Тренажеры - автоматизация позо-тонических рефлексов – игра с предметом

Объединение нескольких видов чувствительности

Игра по подражанию – границы, домики

Игра по подражанию - цели

Игротерапия

 Музыкальная терапия

Арт терапия

Группа Вместе с мамой – границы и дорожки; цели в пространстве – смотрим вместе; лепетные ритмические диалоги; игры с эмоциями; чередование

 Игры с подражанием – движения, интонации

 Работа с ритмом

 Отработка чередования

 Движения по освоению пространства

Разговор на компьютере

 

В результате работы по уровню С простраивается:

- появление Я-сознания

- улучшение координации крупных и мелких движений – в том числе движений рисования, лепки, письма

- основные движения уровня С – дать/взять, собрать/разрушить, протянуть/оттолкнуть, принять/отказать и др. – становятся основой психики высших уровней

- возникает интерес к другим людям и желание взаимодействовать с ними

- возникает и развивается поисковая активность

- встает выбор цели, на более высоких уровнях - целеполагание

 

По уровню D

Построение D-тела по воде – ладошки – правое полушарие коры мозга

 Построение D-тела по сетке – пальцы – левое полушарие коры мозга

Тренажеры - автоматизация позо-тонических рефлексов – работа в образах

Игротерапия

 Музыкальная терапия

Сказкотерапия

Мужская школа – становление воли

Логопедия – когда ребенок начнет говорить короткие фразы, до этого – только игра

Группа Вместе с мамой – игра из представлений, движения в образе, движения по плану; читаем вместе, играем сказку

Разговор на компьютере

 

В результате работы по уровню D простраиваются:

- основы социального взаимодействия

- роли и сюжеты социального мира

 

По уровням Е

Активизация Е-поля

Построение Е-тела

Логопедия

Игротерапия

 Музыкальная терапия

Арт терапия

Сказкотерапия

Мужская школа – самосозидание

Группа Вместе с мамой – решаем задачки – думаем вместе

Математика

Ритмичные палочки

Сказкотерапия

Школьные трудности

Анти-стресс

 

 Работа с родителями, со взрослыми

Терапевтическая группа

Помощь в автоматизации системы Брюшка

Движения на волне

Сказки и роли. Танцы на волне

Узлы тела, узлы пространства

Эмоции как сила: тревожность, страхи, агрессия; обида, вина, стыд; жадность, зависть, ревность.

Границы

Женственность

Мастерство речи

Устойчивость

Системные семейные расстановки

Работа со стрессом, с травмой

Подготовка к родам; роды на волне

Интуиция

Связь тела и психики

Лидерство

Как помочь детям научиться говорить

                         

Подросткам рекомендуем

Мужская школа

Лагерь Дм. Корнилова

 Психологическая подготовка школьников к экзаменам и ЕГЭ

Анти-стресс





Психология тела. Работа с тазовой областью

ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛА: РАБОТА С ТАЗОМ

Таз – это основание тела и вместилище внутренних органов, "чаша жизни".

Таз и область живота – это место скопления энергии, необходимой для выживания, которую мы можем удерживать, отпускать, использовать. "Животная" агрессия дает энергию и силы, чтобы справиться с опасностью, будь то путь бегства или нападения.

Врожденная природа этой области – активность, тонус, гибкость, подвижность, сексуальность, возможность получать удовольствие, самовыражение, творчество, привлекательность, размножение.

От таза зависит-как мы стоим, как мы сидим, на что мы опираемся. "Походка от бедра" возможна лишь при свободной области таза.

Хорошо включенный таз – это умение держать себя в постоянной реальности.


ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТИ ТАЗА
Блок в области таза - это скопление энергии в тазовой области, которая не нашла своего выхода.

Противоположная проблема – игнорирование области таза, потеря чувствительности в этой области. Чувствительность, ощущения таза, напрямую связана с нашим восприятием реальности, реального окружающего нас мира.

Хотя часто обе проблемы присутствуют одновременно.

В области живота и таза оседают витальные страхи – страхи за собственную жизнь в ситуации реальной и непосредственной угрозы. Причем не страх вообще, а страх нападения, как прямого физического, так и косвенного: психологического, посягательства на права, свободу личности, собственность и т.п.

Наши ноги не будут стоять жестко и ровно, если наш таз разболтан или зажат. Нам не сделать свободный и уверенный шаг с отсутствующим тазом. Мы никогда не избавимся от плоскостопия.

Запрет на ощущение удовольствия в тазовой области оборачивается гневом, яростью, а обуздываемый гнев – мышечными спазмами.

Еще более тяжелое нарушение – это игнорирование области таза и живота, бесчувствие, «онемение» - вы теряете естественность, не можете свободно общаться с другими и с самим собой.

Проблемный таз – сдерживает естественную потребность в получении удовольствия.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Проблемы в области таза возникают в детстве как запрет на проявление эмоций страха, гнева, сексуальности, кокетства. Как запрет на получение радости от своего тела.

Отрицание женской красоты. (Чего вырядилась, как проститутка)
Унижение девочки отцом. Блок в этой области порождают такие чувства, как вина и стыд, и формируют такие состояния как, неполноценность,никчемность,несостоятельность ,желание спрятаться .

Разочарования в любви также способствуют образованию мышечных напряжений. Отвергнутый в своем любовном порыве человек, может переживать столь сильную душевную боль, что предпочтет отрезать ощущения своего тела ниже талии, а с ними и мучащие его чувства. Но, защищаясь от боли, он тем самым добровольно отказывается от удовольствия, как бы частично умирая. Поэтому не удивительно, что такая блокировка естественных импульсов приводит к утрате чувства полноты жизни и снижению настроения, часто переходящему в депрессивные состояния.

Мышечный панцирь вокруг таза может также образоваться в результате пережитого насилия.

ОБИДА плотно сидит в области таза, блокируя его функции.

Очень часто это бывает уход от болезненной реальности – уход в придуманный мир, в вымышленное тело.

РАБОТА С ОБЛАСТЬЮ ТАЗА

Работа с областью таза проводится как пассивное воздействие терапевта на тело клиента и через осознание, чувствование своего тела.

Во время работы возможен временный дискомфорт и болевые ощущения вполне терпимые, связанные с растормаживанием чувствительности тазовой области. Это чем-то похоже на синдром согревания замерзших и онемевших рук.

Мы всегда напоминаем, что любая работа с телом – требует времени и сил клиента. Силы и время нужны на восстановление функций области таза, на выздоровление.

Работа с тазом рекомендуется и детям (от шести месяцев после рождения), и взрослым любого возраста.

Продолжительность единовременной работы – 30-60 минут, в зависимости от сложности работы и возможностей клиента. Курс состоит из 4-6 сессий. Через некоторое время, по рекомендации терапевта, курс можно повторить.

В результате терапевтической работы с тазом мы имеем:

- восстановление чувствительности области таза и живота 

- возвращение телу радости жизни и полноты переживаний.

- восстановление силы бедер и устойчивости тела

- восстановление возможности использовать энергию области живота и таза; способность регулировать энергетические потоки, направлять их - тогда страх, гнев, агрессия, обида – становятся нашей силой – помогают выжить, пережить тяжелую ситуацию

- внешне, мы видим подтянутые мышцы бёдер; красивую походку "от бедра"

- как побочный результат – попа, внешне, становится мягко выступающей, упругой, пластичной и очень красивой.

Часто задаваемые вопросы

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

❓Кто такие сотрудники Центра «Со-творение» 
-психологи?
-врачи?
-экстрасенсы (очень часто спрашивают)?

Отвечает Максимова Е.В., руководитель научно-методической группы Центра «Со-творение», действительный член и официальный преподаватель "Профессиональной Психотерапевтической Лиги"

Сотрудники Центра - психотерапевты, использующие в своей работе Метод "Со-творение" - телесно-ориентированная терапия с опорой на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.

В работе по методу требуется высокая чувствительность специалистов. Если переводить слово «экстрасенс», как человек гиперчувствительный, то да – это про наших специалистов. Мы можем чувствовать напряжение в теле другого человека, воспаление в нем же, его эмоции (эмпатия) – в контакте и на расстоянии. Мы легко можем научить этому клиентов, даже не владеющих методом полностью (Программы Лучистость и Интуиция)*.
Но часто экстрасенсами называют людей, имеющих контакт с высшими силами, космосом, проводниками…
Вот это совсем не про нас. Сотрудники Центра люди вполне земные)


❓ Как работают сотрудники Центра «Со-творение»?
• Как воздействуют?
-силой мысли?
-внушают?


 Телесное воздействие на тело – это понятно.
Но есть и воздействия через биологические поля. Есть масса наблюдений и даже экспериментов это подтверждающих, хотя нет объяснения, что это такое и как работает.

Примеры чувствования через поле:
- Самки животных прекрасно чувствуют своих детенышей на расстоянии.
- Многие мамы, особенно кормящие, тоже.
- Вы входите в автобус и вам вдруг становится спокойно, радостно, оглядываетесь вокруг и видите человека с теплой спокойной улыбкой – и, как будто от него распространяется свет мира…
Другой случай
- Вы входите и вас вдруг накрывает дикое раздражение. Оглядываетесь и легко находите источник злобы. А уж как весь автобус накрывает любовь, когда рядом находится влюбленная пара…

Эта чувствительность в нас вложена, ее легко растормозить и ей пользоваться.

Несколько сложнее работать через поле онлайн.
Примеры такого взаимодействия можно увидеть в бесконтактных единоборствах, очень интересные группы ведет Геннадий Пучкин.
Нам пришлось освоить это направление, когда появились запросы на работу от людей, живущих в других странах и тех, кто по многим причинам не в состоянии приехать к нам в Центр. И эти навыки очень пригодились нам, когда начались карантины и появился новый стимул совершенствоваться в этом направлении. Работа онлайн непроста, но и этому тоже можно научиться. (на обучающих семинарах по Методу «Со-творение», в частности на Модулях 2, при углубленном изучении метода)



❓Нас часто спрашивают о том, чем различаются Метод Со-творение и сенсорная интеграция....

Отвечает Елена Владимировна Максимова, автор метода , руководитель научно- методической группы Центра " Со-творение ", действительный член и официальный преподаватель ОППЛ.

❓В чём разница этих подходов?

ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ Н.А.БЕРНШТЕЙНА. МЕТОД «СО-ТВОРЕНИЕ».
Основные положения метода «Со-творение»:
ℹ️ построение тела и психики опирается на целостные врожденные паттерны афферентного синтеза (восприятия) и эфферентного ответа (движения и поведение);
ℹ️ афферентные синтезы каждого уровня построения движения имеют свои закономерности и особенности в том, какие модальности восприятия они объединяют и как их обрабатывают;
ℹ️ на каждом уровне построения движений по-разному строится контроль успешности движений или поведения – обратная связь;
ℹ️ каждый нижний уровень построения движений становится опорой для построения всех вышележащих уровней;
ℹ️ в нас вложены не только паттерны построения движений, но также паттерны взаимодействия, объединения, общения людей на каждом уровне построения движений (в частном случае, объединение мамы и ребенка; объединение партнеров; объединение терапевта и клиента).

❗️❗️Словосочетание афферентный синтез (Н. А. Бернштейн и др. отечественные физиологи), практически, синоним словосочетанию сенсорная интеграция.

И, как мы видим выше, афферентный синтез, или сенсорная интеграция, каждого уровня построения движений имеет свои особенности.
Простейший пример – мы слышим звук
- на уровне В – восприятие вливается в нас само, как у аутистов, и это просто какой-то звук где-то в пространстве…
- на уровне С – мы видим целостные объекты (гештальт объекта) и звук воспринимается нами как машина, или птица, или вилка…
- на уровне D мы воспринимаем целостные ситуации, и тогда те же звуки мы слышим, как «папа приехал», «птица поет в саду», «мама ждет нас к обеду».
На каждом уровне построения движений мы имеем сенсорную интеграцию – но восприятие на каждом уровне строится по-разному.

❓В чём разница результатов метода Со-творение и сенсорной интеграции?

Та сенсорная интеграция, которая описана у Дж. Айрес – это, в основном, работа по уровню С. И, если говорить о коррекции по уровню С, ее вполне можно вести по Дж. Айрес.

У.Кислинг, видит не только проприорецепторику и поверхностную чувствительность, но и чувствительность – глубокую (уровень А по Н.А.Бернштейну), что значительно обогащает ее работу, особенно с аутистами.

Но, если вам встречаются клиенты без бокового зрения (слабый уровень В, ребенок «тормоз») – никакая работа по Дж. Айрес вам не поможет. А то и навредит.
Или дети со слабым уровнем D, при хорошем уровне С – самый яркий пример – дислексики, некоторые алалики – тут также стимуляция уровня С не имеет никакого смысла.

Кроме того, есть проблемы не срабатываемости уровней. Например уровень С и уровень D, по отдельности, работаю вполне хорошо, но переход от продумать в голове к сделать в реальности может вызывать ступор, а порою и страхи.

❓. Если я специалист по сенсорной интеграции и вполне успешно добиваюсь результатов теми инструментами, которые у меня есть, то зачем мне ещё идти учиться на со-творение, что это даст?

Абсолютно незачем, у вас всегда будет достаточно клиентов с нарушениями на уровне С. – Это, действительно, наиболее часто встречающаяся патология, если вы работаете с пограничниками. Здесь неплохо работать и с аутистами, если кто-то заранее включил у них глубокую чувствительность (уровень А).

❓. Если я вожу ребёнка на сенсорную интеграцию и вижу результаты, то зачем мне идти ещё и на Со-творение?

Не нужно. Если проблемы упираются только в уровень С.
Но социальное взаимодействие, ролевое поведение – на уровне С вы никак не простроите.


Крики детей
Дети часто кричат во время терапии, во время работы с телом.

Комментирует Елена Владимировна Максимова, автор Метода , руководитель научно- методической группы " Со- творение", действительный член и официальный преподаватель ОППЛ.

" Тело инертно. Когда тело меняется - всегда страшно.
Здесь важно, не как дети себя ведут во время процедуры, а как они себя ведут после.
Часто, ребенка отпускаешь, а он не уходит, не тянет маму к двери, а остается рядом.  Значит ждем.
 Через какое-то время ребенок успокоится, сам снова подойдет к вам – прикоснется щекой, погладит ваши руки (так дети «говорят» спасибо) – значит после нашей работы ребенку стало лучше. В этом случае работу можно продолжить. Хотя ребенок снова может начать кричать.
Такие крики очень близки к крикам преодоления, которые часто встречаются в спорте – кричат штангисты, когда берут вес, кричат волейболисты и теннисисты при подаче, особыми криками сопровождаются удары в единоборствах.
Заканчивать работу нужно тогда, когда ребенок, выйдя из контакта, берет мамину сумку и идет к двери..."

Принцип исследования С- пространства

     Что такое мир? Что такое внешнее пространство? Все, что нас окружает, все что мы воспринимаем тем или иным способом, будет окружающим нас миром. Окружающий мир — это пространство, в котором мы живем.
     Но что значит жить в пространстве? Это значит постоянно с ним взаимодействовать.
Взаимодействие — это не просто наш ответ на воздействие внешнего мира, ответ может быть осознанным, превратиться в исследование пространства, явления или объекта, попавшегося нам на пути.
     Самым привычным инструментом для исследования окружающего мира является зрение. Мы видим то, что нас окружает и на основании полученной информации строится наше восприятие внешнего пространства.
Н.А. Бернштейн, в своей работе «Биомеханика и физиология движения», рассказывая об уровне С, говорит, что восприятие мира слепорожденными не имеет принципиальных различий от восприятия мира зрячими людьми. То есть мы имеем и более древние механизмы познания мира, чем зрение.
      Используя только зрение, мы видим голограмму, и воспринимаем, что объект перед нами в то время, как это всего лишь проекция настоящего предмета, а в реальности это пустота. Или иллюзия, фокус. Иллюзионист показывает нам реальное действие, на этот раз никаких голограмм, но мы понимаем, что нас обманывают. Как? Потому что мы знаем свойства мира, в котором мы живем. Мы знаем, что пройти сквозь стену нельзя, физически ее не сломав, потому что не раз набивали шишки врезаясь в твердые преграды. Мы знаем, что порезаться это больно, и распиленный пополам человек не будет улыбаться, а плотный предмет не может просто раствориться в воздухе как дым. Так откуда же мы это знаем?

      Знания в нас не вложены, но в нас вложено любопытство и способность приобретать опыт. В каждом из нас живет исследователь, в ком - то больше, в ком - то меньше. В детстве мы исследовали все, что могло попасть к нам на зуб. Но мы выросли, и мир перестал быть неизвестным, увлекательным и интересным.

 На семинаре Роман предлагает снова разбудить нашего внутреннего исследователя и исследовать заново окружающий нас мир.

Попа

Я́годи́цы — мягкие ткани задней и латеральных поверхностей таза, представленные ягодичными мышцами, подкожной клетчаткой и кожей.

Ягодичные мышцы возникли около 3-4 миллионов лет назад, когда человек поднялся с четверенек и стал ходить на двух ногах. Ягодицы помогают держать баланс при вертикальном положении тела, они также отвечают за способность человека плавать, прыгать, ездить верхом, держать равновесие, взбираться на склоны и деревья, даже наносить удары ногами.

 

Жировая прослойка, расположенная поверх ягодичных мышц, под кожей, пронизана кровеносными сосудами и нервами, образующими

широкопетлистые сплетения. Ягодичные сплетения тесно связаны со сплетениями кожи, а также, по фасциям и соединительнотканным тяжам, проникают внутрь системы ягодичных мышц.

 Ягодичное сплетение, попа, является, на наш взгляд самым крупным ганглием системы Брюшка.

 

В жировой соединительной ткани ягодичного сплетения вырабатывается и накапливается множество гормонов и биологически активных веществ.

 

Попа – зона активного чувствования, например, она способна улавливать разницу температур в одну десятую градуса.


С нашей точки зрения, попа – чрезвычайно важна для развития, не только движений, но и психики человека.  Так звери сначала вылизывают детенышам попу, и только потом мордочку.

 

Основные направления работы по программе «Попа»:

Восстановить чувствительность области попы

Чувствовать попу - держать реальность

Чувствовать попу и ходить попой

Чувствовать, смотреть попой

Попа и ласковость

Почувствовать импульс к движению, к действию, решению (интуиция)

Хорошо относится к своей попе и попе своих детей.

Считывать информацию о человеке по попе

Лучистость

Лучистость

В филогенезе нервная система Брюшка появляется от кольчатых червей. Система Брюшка - это сеть ганглиев/сплетений, которая отвечает за функционирование тела – кровообращение, выделение, пищеварение, движение, размножение и др.

Система Брюшка «чувствует» внутренний мир нашего тела, состояние тела - общие чувства определяют основные потребности человека – жажда, голод/сытость, духота, усталость, удовольствие, подавленность, сексуальные чувства...

Система Брюшка имеет, по всей видимости, и возможность «чувствования» внешнего мира. Чувство живое/не живое присуще практически всем живым организмам. А также чувство другого на расстоянии.

«С эволюционно-психологической точки зрения, это наиболее древняя форма общения людей – инстинктивно-природная, первичная. На заре человечества наши далекие предки были неизбежно немногословны… В остальных случаях словесное общение скорее всего заменялось эмпатией». Сандомирский М.Е.  Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М: Независимая фирма «Класс». 2005.-592с. Ст. 200.  

 

Schaefer (1959) описывает эмпатию как «рефлексивное состояние сознания, в котором чувства другого моментально ощущаются как свои собственные, в то же время осознаются, что они не собственные» (р. 342). Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях Журнал практической психологии и психоанализа. 2008, №2  

 

Одна из таких возможностей, которую мы можем наблюдать, – это Лучистость.

Лучистость – это чувствование другого на расстоянии. Мы можем почувствовать:

- напряжения тела другого человека

- сильные чувства, например, боль

- эмоциональное состояние

- желания.

Другого человека мы чувствуем собой.

 

Люди, лучше чувствующие свое тело, более способны к эмпатии.

 

 

На семинаре мы будем

- оживлять чувствительность нашего тела

- растормаживать систему Брюшка – активизируя самые крупные ганглии тела

- возрождать нашу Лучистость и исследовать ее возможности.

- посмотрим на лучистость с точки зрения Позиций восприятия – Ты-позиция

- учиться подсоединяться к другому, усиливать или ослаблять его эмоции.

 

В результате семинара вы освоите возможность

- чувствовать другого на расстоянии

- согревать лучистостью своих близких и друзей

-  подкреплять эмоции близких, способствующие из личностному развитию, например в отношениях родителей и детей

- гасить переизбыток эмоций, с которыми человек не может справится сам

- притушить агрессию одного человека или коллектива.

 

 

 

 

Фольклор в познавательном развитии детей раннего возраста. Баринова ЛН

   Огромную роль в воспитательном процессе играет народное творчество. Детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина-это близкие люди и, прежде всего мать, это дом в котором он живет, его друзья, окружающая природа, те сказки, стихи, песни, которые он слышит. Первые впечатления о фольклоре у ребенка возникают при знакомстве с понятными и близкими ему потешками, попевками, игровыми песенками, мелодиями: которыми так богато наследие русского народа. 

   Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и познавательному pазвитию- особенно это актуально в раннем возрасте. 

    Фольклор это опыт народа в установлении связей между объектами природы и миром людей, проходящий через всю жизнь человека.

Давайте возьмем кусочек жизни вашего ребенка-один день и проследим, сколько раз вы можете обратиться к истокам народного творчества в течение этого дня.

Утром малыш просыпается, его берут на руки, начинается новый день. 

     -Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату,
     - Мы захлопаем в ладоши,
      -Очень рады солнышку!

Это приговорка, в народе их произносили с просьбой принести хорошую погоду, сейчас они используются как игровой прием.

Вот пример другой приговорки. Pебенок умывается!

-Водичка, водичка, умой мое личико,

-Чтобы глазки блестели,
-Чтобы щечки краснели,
-Чтоб смеялся роток,
-Чтоб кусался зубок.

Ребенок садится есть кашy, мы проговариваем потешку. Потешки как правило, сопровождали игровые действия с малышом (его пальцами, руками, ногами).

-Сорока, сорока, летела далеко,

-Кашку варила, деток кормила.

Затем мы идем с малышом гулять, ребенок радуется природе: солнышку, деревьям, птичкам, травке, жучкам. 

-Божья коровка улети на небо, Принеси мне хлеба,

-Черного и белого
-Только не горелого!

Это пример старинной заклички, они связаны со старыми верованиями в силы природы, её могущество.

Но вот на улице появились другие детишки. Сколько народных игр мы знаем и играем с нашими детишками! Это салочки, жмурки, хороводы, горелки, лапта, городки-всё перечисленное только малая часть.

Приведу пример общеизвестной игры "Ловишки", как большинство игр, она сопровождается прибауткой

-Раз, два, три, четыре, пять,
-Вышел зайчик погулять,
-Вдруг охотник выбегает,
-Прямо в зайчика стреляет:
-Пиф. паф, ой, ой, ой,
-Убегает зайчик мой!

Игроки разбегаются, ловишка старается кого-нибудь поймать, noйманные ловишкой, помогают ему ловить непойманных. Когда все переловлены, игра заканчивается.

Но вот прогулка окончена, дети расходятся по домам.
И теперь после ужина пришел черед сказок: "Репка", "Курочка Ряба". "Лисичка со скалочкой", "Бычок смоляной бочок" -всех не перечесть. Зашло солнышко, стемнело, пора спать, наступает время для колыбельной песни.

- Баю, баюшки, баю,
-Баю крошечку мою,
-Прили, котик ночевать,
-Мою деточку качать,
-Уж я котику -коту,
-За работу заплачу:
-Дам кусок пирога
-И кувшин молока.

Малыш заснул, пройдет ночь, наступит новый день, полный забот, в которых вам всегда на помощь придет народный опыт, творчество, мудрость.

  

Лимфатическая система



Первые живые существа – одноклеточные организмы – возникли в море. Став многоклеточными, организмы сохранили «море» внутри оболочки, покрывающей тело.

Внутренняя среда организма – кусок моря внутри нас – то, что соединяет и объединяет все тело. К ней относятся межтканевая жидкость, кровь, лимфа, жидкости, заполняющие полости организма и некоторых органов…  Это растворы минералов, белков, коллагеновых и эластиновых волокон. Они находится или в состоянии золя (как кисель – рабочее состояние), или в состоянии геля (студень – пассивное состояние).

С нашей точки зрения, за постоянство внутренней среды, синхронизацию основных функциональных систем тела и устойчивость ритмов отвечает система Брюшка.

Система Брюшка – это система ганглиев (сплетений) тела, доставшаяся нам в наследство от беспозвоночных животных, у которых еще не было спинного и головного мозга.


Кровь – межтканевая жидкость – лимфа – кровь.

По своему функциональному назначению лимфатическая система исполняет роль посредника между замкнутой системой кровообращения и клетками животного организма – переносит жидкости тела от межтканевых и межклеточных пространств в кровь. К этой же системе относят миндалины, селезенку и красный костный мозг.

Лимфатическая система наиболее развита у молодых животных, а у старых она в той или иной степени подвергается возрастной инволюции.

Лимфа представляет собой прозрачную вязкую желтоватую жидкость, в которой нет эритроцитов, но много лимфоцитов - разновидность лейкоцитов .

Ток лимфы происходит снизу вверх, от кончиков пальцев рук и ног до грудного лимфатического протока.

Из капилляров лимфа поступает в лимфатические сосуды, а затем в протоки и стволы. Протоки и стволы впадают в крупные вены шеи, а затем в верхнюю полую вену.

Основной движущей силой лимфотока является собственная сократительная активность лимфатических сосудов и узлов. Кроме того, лимфатическая жидкость движется за счёт сокращения окружающих мышц. Главная мышца для привода в движение лимфы — диафрагма.

На пути лимфатических сосудов расположены лимфатические узлы, выполняющие барьерную и иммунную роль.

Лимфатические узлы — периферический орган лимфатической системы, выполняющий функцию биологического фильтра, через который протекает лимфа, поступающая от органов и частей тела.

В теле человека насчитывается до 1000 лимфатических узлов. Только в брыжейке тонкой кишки их обнаружено около 400.

Лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов, как правило, гроздьями до десяти штук, возле кровеносных сосудов, чаще — возле крупных вен.

Строма, структурная основа лимфатического узла, образована ретикулярной соединительной тканью, отростчатые клетки которой и образованные ими ретикулярные волокна формируют трёхмерную сеть.

Основная функция лимфоузлов состоит в обеспечении взаимодействия антигена, который поступает туда по афферентным лимфатическим сосудам, с иммунокомпетентными клетками, что приводит к формированию иммунного ответа.


Лимфоузел является барьером для распространения как инфекции, так и раковых клеток. В нём созревают лимфоциты — защитные клетки, которые активно участвуют в уничтожении чужеродных веществ и клеток.

Лимфоузлы располагаются в локтевом сгибе, подмышечной впадине, в коленном сгибе, а также паховой области. Лимфоузлы шеи обеспечивают защиту от инфекций и опухолей головы и органов, расположенных в области шеи. Огромное количество лимфатических узлов находится в брюшной и грудной полости. Лимфокапилляры пронизывают органы, также как и поверхностные ткани, по ходу кровеносных сосудов и т.п.

Лимфатические узлы …обладают сходной с лимфатическими сосудами сократительной активностью

Нервные сплетения лимфатических сосудов и узлов

Рядом с лимфатическими узлами находятся мелкие интрамуральные ганглии. По ходу сосудов и внутри узлов располагаются густые нервные сети. От этой сети от­ходят веточки, идущие по соединительнотканным прослой­кам в мозговое и корковое вещество.

Там, где мускулатура стенки лимфатических сосудов достигает большей степени развития, она содержит мышечные и адвентициальные вегетативные нервные сплетения.

На наш взгляд, это составляющая древней системы Брюшка.

 

Нарушения

При нарушении лимфодренажа в результате повреждения, сужения или недостаточной проходимости лимфатических сосудов возникает застой лимфы, который может приводить к заболеванию — лимфостазу.

При возникновении венозного застоя лимфатические узлы увеличиваются на 40-50 %.

 

Наблюдается увеличение лимфатических узлов

-  при иммунных заболеваниях, таких как ревматоидный артрит, системная красная волчанка, дерматомиозит, реакция на лекарственные средства и др.

-  при инфекционных заболеваниях – гнойных процессах, туберкулезе, болезнь кошачьей царапины, острых респираторных вирусных инфекциях (ОРВИ), венерических заболеваниях,

-  при опухолевых заболеваниях.

 

Улучшение работы лимфатической системы наблюдается при следующих воздействиях на тело

- запуск Брюшка

- активация подкожной соединительной ткани

- активация лимфатической системы

- лимфодренаж

 

ПРОГРАММА терапевтического семинара " Лимфатическая система"

  • Запуск Брюшка. Мы будем активировать следующие, самые крупные ганглии (сплетения) Брюшка, направляя на них свое внимание: низ живота, пупок, солнечное сплетение, сердечное сплетение, шею, подбородок, попу, хвост.
  • Активация сплетений подкожной соединительной ткани – строится также через внимание. Начинается работа с попы, и далее, распространяется на все тело.




  •  Активация лимфатической системы. Начинаем, направляя внимание на крупные скопления лимфатических узлов: подмышечные и грудные, подключичные, надключичные, шейные, ушные, затылочные, внутригрудные и легочные, скопления живота, особое внимание уделим паховым и бедренным узлам, и закончим работу активизацией лимфатических узлов конечностей – рук и ног.