Программа работы с детьми с РДА, РАС

Работа с детьми, имеющими диагноз РДА, РАС.

Диагностика аутизма с точки зрения метода Со-творение   вебинар Максимовой ЕВ

С точки зрения метода «Со-творение» основные нарушения наблюдаются у аутистов на следующих уровнях построения движений:

Уровень А

- задержка ответа при пробе на глубокую чувствительность от 0,5 сек до нескольких минут

- нарушения тонической регуляции – часто гипотония, реже дистония

- нет тонического встраивания тела ребенка в тело мамы

Подуровень V (Брюшко)

Сохранность подуровня зависит от состояния уровня V у родителей, простраивания детско-родительских отношений, особенностей раннего развития.

Страхи и переживания родителей переливаются в детей – у родителей, а, соответственно, и у детей могут быть заблокированы отдельные ганглии (сплетения), что ведет к нарушениям вегетативной регуляции и, что главное, не строится эмпатия.

Не строится постуральная составляющая тела – поза; дети могут много двигаться, но не держат позу, не могут стоять.

Плохо различают живое/не живое.

Отсутствие реакции (или извращенная реакция) на эмоции других людей

Уровень В

Боковое, периферической зрение сохранно и, как правило, заменяет центральное. Взгляд рассеянный, скользящий.

Часто наблюдается гипервозбуждение поверхностной чувствительности – по-видимому, как компенсация недостатка чувствительности глубокой - неприязнь к определенным тактильным ощущениям, слишком сильная реакция на запахи, чрезмерная избирательность (например, к  некоторым цветам или в еде)

Как правило сохранен по первичным, врожденным, автоматизмам.

Но более высокие автоматизмы строятся с опорой на уровни В, С и D – здесь возможны задержки.

Уровень С

- нарушена тоническая настройка зрения и слуха – нет центрального зрения

- не формируется восприятие себя и, соответственно, Я-сознание

- нет, характерного для уровня С, тонического напряжения кистей рук, 1-2 и 4-5 пальцев

- нарушена подстройка тонуса под движение – то диагностируется как дискоординация движений; в тяжелых случаях целевые движения не строятся вообще.

- нет (или идет очень слабо) запечатление и подражание

- монотонность звучания и речи

- нет, или слабо, совместное внимание

- нет, или слаба, поисковая активность

- страхи, связанные с объектами в пространстве

Уровень D

Часто у аутистов уровень D много сохраннее чем уровень С – движения из образа, из роли получаются много, чем движения реального мира, движения «здесь и сейчас».

При выпадении уровня С простраиваются D/В стереотипы, которые выглядят как жесткие ритуалы.

Если есть нарушения построения уровня D, то мы наблюдаем

- проблемы социальных взаимодействий - восприятие и принятие роли, сюжета

- страхи, связанные с ситуациями, сюжетами

Уровни Е

Также, как правило, сохранны, но их проявление маскируется недостатком построения более низких уровней. Так ребенок понимает, что нужно сделать, а руки не слушаются.

 

 

Эмоциональное реагирование

У аутистов часто отмечают искаженное эмоциональное реагирование.

Здесь важно иметь в виду, что эмоциональное реагирование человека всегда вторично – сначала мы что-то почувствовали, увидели, поняли – потом возникает эмоция, определяя значимость воспринятого лично для нас. Таким образом , нарушения восприятия всегда дадут нарушения эмоционального реагирования, вплоть до страхов.

Восстановление эмоционального реагирования идет вслед за восстановлением сенсорного синтеза того или иного уровня построения движений.

 

Работа с аутистами по методу «Со-творение»

Первый прием – «Протяжка»

«Протяжка»-это,на наш взгляд, выравнивание напряжения по соединительной ткани и мышцам спинного и нижней части головного мозга. В результате улучшается кровообращение этих областей.

Работа идет одновременно и с родителями, и с ребенком.

Как правило, после «Протяжки» мы наблюдаем

- выравнивание глубокой чувствительности

- исчезновение разрывов тела по сегментам колец, если они были

- появление тонического напряжения кистей рук

- появляются, сначала очень короткие, элементы центрального зрения – цепляние и ощупывание глазами

Со временем, простраивается восприятие себя и, несколько позже, Я-сознание.

 

Второй прием – «Брюшко»

Прием «Брюшко» -это,на наш взгляд, активизация автономной нервной системы.

Работа идет одновременно и с родителями, и с ребенком.

После приема «Брюшко» - какие изменения мы наблюдаем сразу, например,

 - синхронизация дыхания,

- выравнивание вальгусных стоп;

А на какие-то процессы требуется 4-6 месяцев

 – улучшение тонуса кишечника и процессов пищеварения,

- улучшается кровоснабжение и активность головного мозга

- у детей с ДЦП уходит спастика и т.п.

- включается эмпатия – мама чувствует ребенка, ребенок чувствует маму; со временем, ребенок начинает чувствовать и других людей.

 

Важно отметить, что результаты нашей работы, скорость восстановления ребенка зависят от того, в каком возрасте мы начали с ним работать.

Наилучший вариант, когда мы начинаем работать с маленьким ребенком, до 3,5 лет, или меньше, – тогда еще включена программа саморазвития и дети, хотя и с задержкой, выходят в норму. В основном через собственные игры – с телом, по подражанию, запечатлению и т.п.

К 4 годам этот процесс заканчивается. Тогда требуется специальная игротерапия, сенсорная терапия, музыкальная терапия – также игра, где ребенок учится пользоваться новыми возможностями тела.

Чем старше ребенок, тем больше накапливается у него стереотипов неправильного, несоциального поведения, тем более длительная и кропотливая требуется работа психотерапевта.

 

Дальнейшая работа, которая ведется с аутистами в центре «Со-творения», зависит от того, какие проблемы у ребенка остались и что родителям, в первую очередь, хочется «починить».

 

По уровню А

- Восстановление активности ребенка - стимуляция глубокой чувствительности,

- Пеленание в кулечек – отрабатывание переживаний ребенка (и взрослого) в процессе беременности и родов

- Построение целостного ответа тела – обнимашки, зажимы

- Группа Вместе с мамой – обнимашки, вписывание

 

В результате работы по уровню А простраивается:

- тоническое единение тел

- доверие к близким и к миру

 

По подуровню V, Брюшко

Собрать брюшко руками, успокаивать брюшко – учим мам

Работа с шеей

Работа с лицом

Работа с тазом, плоскоступие

Работа со стопами

Тренажеры - Баюн

Тренажеры - автоматизация позо-тонических рефлексов – опорных, осевых и вестибулярных; мозжечковая стимуляция

Вибрации тела

Вибрации от голоса

Целостность – обнимашки, зажимы, отталкивания, колено/плечо

Волны тела

Эмпатия

Группа Вместе с мамой – эмпатия, активизировать/успокоить Брюшко

Группа Лимфатическая…

Группа Кольца тела и головы

Группа Лучистость

 

В результате работы по уровню V простраивается:

- слаженная работа автономной нервной системы

- появление устойчивой позы

- эмпатия

- сочувствующая реакция на эмоции других людей

 

По уровню В

В-вода – работа с системой гуморальной регуляции тела

Кранио-сакральная терапия

Раскачка – активация уровня В для простраивания высших автоматизмов

  Со-движение по уровню В – детско-родительские объединения

   Группа Вместе с мамой – активация кожи, набегаться, со-движения, куча-мала

 

В результате работы по уровню В активизируется

- построение высших автоматизмов – внимания, памяти, речи и мышления.

- уходит гиперчувствительность к прикосновениям

 

По уровню С

С-вода – активизация гуморальной регуляции уровня С

Построение С1 тела – Буратино

Построение С2 тела – Головоног

С-пальцы  - выравнивание кровообращения головы и тела

Автоматизация С-движений – сенсорное и двигательное развитие

Тренажеры - автоматизация позо-тонических рефлексов – игра с предметом

Объединение нескольких видов чувствительности

Игра по подражанию – границы, домики

Игра по подражанию - цели

Игротерапия

 Музыкальная терапия

Арт терапия

Группа Вместе с мамой – границы и дорожки; цели в пространстве – смотрим вместе; лепетные ритмические диалоги; игры с эмоциями; чередование

 Игры с подражанием – движения, интонации

 Работа с ритмом

 Отработка чередования

 Движения по освоению пространства

Разговор на компьютере

 

В результате работы по уровню С простраивается:

- появление Я-сознания

- улучшение координации крупных и мелких движений – в том числе движений рисования, лепки, письма

- основные движения уровня С – дать/взять, собрать/разрушить, протянуть/оттолкнуть, принять/отказать и др. – становятся основой психики высших уровней

- возникает интерес к другим людям и желание взаимодействовать с ними

- возникает и развивается поисковая активность

- встает выбор цели, на более высоких уровнях - целеполагание

 

По уровню D

Построение D-тела по воде – ладошки – правое полушарие коры мозга

 Построение D-тела по сетке – пальцы – левое полушарие коры мозга

Тренажеры - автоматизация позо-тонических рефлексов – работа в образах

Игротерапия

 Музыкальная терапия

Сказкотерапия

Мужская школа – становление воли

Логопедия – когда ребенок начнет говорить короткие фразы, до этого – только игра

Группа Вместе с мамой – игра из представлений, движения в образе, движения по плану; читаем вместе, играем сказку

Разговор на компьютере

 

В результате работы по уровню D простраиваются:

- основы социального взаимодействия

- роли и сюжеты социального мира

 

По уровням Е

Активизация Е-поля

Построение Е-тела

Логопедия

Игротерапия

 Музыкальная терапия

Арт терапия

Сказкотерапия

Мужская школа – самосозидание

Группа Вместе с мамой – решаем задачки – думаем вместе

Математика

Ритмичные палочки

Сказкотерапия

Школьные трудности

Анти-стресс

 

 Работа с родителями, со взрослыми

Терапевтическая группа

Помощь в автоматизации системы Брюшка

Движения на волне

Сказки и роли. Танцы на волне

Узлы тела, узлы пространства

Эмоции как сила: тревожность, страхи, агрессия; обида, вина, стыд; жадность, зависть, ревность.

Границы

Женственность

Мастерство речи

Устойчивость

Системные семейные расстановки

Работа со стрессом, с травмой

Подготовка к родам; роды на волне

Интуиция

Связь тела и психики

Лидерство

Как помочь детям научиться говорить

                         

Подросткам рекомендуем

Мужская школа

Лагерь Дм. Корнилова

 Психологическая подготовка школьников к экзаменам и ЕГЭ

Анти-стресс