Анонсы и статьи

Работа с неговорящими детьми. Максимова ЕВ

    Метод «Со-творение». Телесно ориентированная терапия с опорой на уровни построения движений Н.А.Бернштейна.

                

                    Работа с неговорящими детьми

 Построение речевого высказывания происходит на высших уровнях построения движений – Д и Е, но несет в себе фоновые автоматизмы практически всех нижележащих уровней:

 Уровень Авосприятие своего тела, тонус тела

- чувствование артикуляционной мускулатуры,

- тонус артикуляционной мускулатуры;

- доверие

 Уровень V –  автономная нервная система, поддержание в работающем состоянии всех систем тела, включая

- активность головного мозга;

- автоматизмы дыхания

- эмпатию – чувствование состояний и эмоций другого

 Уровень В – автоматизмы тела;

- автоматизмы движений языка, губ, щек, гортани и т.д.;

- ритмическая составляющая говорения и письма

- понимание, восприятие и построение слов - говорение

- построение высших автоматизмов в том числе автоматизмов речи, мышления, чтения и письма;

- удовольствие от процесса – от движения, от игры, от говорения;

- привязанность

 Уровень С – выход ребенка в осознаваемое реальное пространство;

- полость рта, как осознаваемое пространство; владение движениями языка в пространстве рта;

- Я-сознание

- бросание камешков в пространство и бросание звуков – по сути одно

- запечатление и присвоение речи взрослых – пока только как эмоционального звучания

- отыгрывание эмоционального взаимодействия – интонированное звучание, мимика, жесты;

- отыгрывание чередования в звучании и игре (основа будущего диалога)

- дружба

 Уровень D  – выход ребенка в мир представлений, ролей, сказок;

- мы говорим внутри представлений;

- понимание смыслов; если на уровне С люди и вещи узнаются, то на уровне Д встает понимание: это мама, это папа, это соседка, а это кошка.

- фонематический слух - понимание смысла слов;

- механизмы говорения;

-  построение высших автоматизмов - говорения, чтения, письма, творчества

- отношения – любовь, ненависть, уважение

 Уровень Е – осознание себя в мире, самосозидание – человек делает себя сам

- использование в речи глаголов, приставок, предлогов; понимание  окончаний слов

- игра со словом, так хорошо описанная у К.И.Чуковского  в книге «От двух до пяти».

- несколько позже – рассказы - дети рассказывают о том, что задело их внимание.

- речь как развернуое общение и мышление

 

 Причин, вызывающих нарушения речевого развития, много. Часто они накладываются друг на друга.

Патологии беременности. Проблемы мамы. Проблемы ребенка. Как результат, часто -  ММД – минимальная мозговая дисфункция, которая   может сопровождаться - недостаточностью  внимания, памяти, моторными нарушениями, расторможенностью, различными речевыми расстройствами.

Внутричерепная родовая травма - приводит к возникновению блоков и напряжений внутри ткани мозга; к нарушениям кровообращения мозга, вплоть до внутричерепных кровоизлияний и гибели нервных клеток.

Снижение активности.

Незрелость физическая или психическая, как неблагоприятная наследственная предрасположенность.

Поражение активных органов речи: гортани, носоглотки, языка, зубов, губ.

Заболевания слухового аппарата

Тяжелые заболевания ребенка, прием некоторых препаратов.

 Травмы, особенно травмы головы.

Социальные проблемы, которые ведут к дефициту, недостатку речевого общения в семье.

Психологические проблемы - сильный испуг или стресс, психологические травмы ребенка.

Психологические напряжения, тревоги, страхи родителей, которые, как правило, перетекают в ребенка.

 

 

Программа центра «Со-творение» по работе

                   с неговорящими детьми

Восстановить генетические нарушения мы, конечно, не можем, но сделать так, чтобы все, что осталось более менее сохранным, работало максимально эффективно, мы в состоянии.

 

                 Работа с детьми

 

           Обязательные приемы:

 

  • Диагностика по методу «Со-творение» + Протяжка

 

  •  Брюшко (активация системы ганглиев тела)

 

  • Кольца тела и головы

 

  • Подкожная соединительная ткань           

     

  • Диагностика (отслеживание динамики) и построение плана дальнейшей психо-терапевтической работы

 

  • Дополнительная работа, по рекомендации ведущего специалиста

 

По уровню А

- Восстановление активности ребенка - стимуляция глубокой чувствительности,

 - Восстановление чувствования себя

- Восстановление целостных ответов тела

 

По уровню V, Брюшко

Работа с шеей

Работа с лицом

Работа с тазом

Работа со стопами

Тренажеры - автоматизация позо-тонических рефлексов – опорных, осевых и вестибулярных

Волны тела

Эмпатия

 

По уровню В

Стимуляция поверхностной чувствительности

Построение В-тела, построение В-диагоналей

Маленькие диагонали

В-вода

 Раскачка    

  Со-движение по уровню В – детско-родительские объединения

                

По уровню С

Построение С1 тела - Головоног

Построение С2 тела – Буратино

С-пальцы

Автоматизация С-движений

Игротерапия

 Музыкальная терапия

Арт терапия

 

По уровню D

Построение D-тела по воде – ладошки – правое полушарие коры мозга

 Построение D-тела по сетке – пальцы – левое полушарие коры мозга

 Игротерапия

 Музыкальная терапия

Арт терапия

Сказкотерпия

Мужская школа – становление воли

Логопедия – когда ребенок начнет говорить короткие фразы, до этого – только игра

 

По уровню Е

Активизация Е-поля

Построение Е-тела

Логопедия

Игротерапия

 Музыкальная терапия

Арт терапия

Сказкотерпия

Мужская школа – самосозидание

 

 

            Работа с родителями

Терапевтическая группа

Движения на волне

Узлы тела, узлы пространства

Эмоции как сила

и другие терапевтические программы центра «Со-творение», по рекомендации ведущего специалиста

Детско-родительская группа

  Со-движение по уровню В – взрослые

 

             

 

 

 

 

 

 

Движение на Волнах



Маленькие дети всегда в развитии, в движении, это заложено природой. В реалиях сегодняшнего дня нас усаживают за парты, а потом и за рабочие столы на 8-10 часов. С возрастом тело начинает терять гибкость, закостеневает, мы сознательно учимся замирать. Но жизнь — это движение. Всё, что в нашем теле замирает, начинает болеть: костенеют суставы, сухожилия; дыхание становится поверхностным, появляется разобщенность в теле и бессилие. Мы начинаем жить на «надо», забывая про желания.

Работая в группе, будем учиться:
слышать себя и свое тело,
доверять телу и его движениям,
разрешать себе замечать свои потребности и желания,
освобождать, сдерживаемую энергию и отпускать её в движение,
получать удовольствие от движения собственного тела,
ощущать свободу в движении.

Что получим в результате занятий:

  • гибкость тела - здоровье .
  • плавность движения, для женщин женственность,
  • доверие телу — доверие собственной интуиции,
  • уменьшение тревожности и суеты,
  • расслабление тела, как смена деятельности движения - в жизни легкая смена деятельности,
  • возможность осознанно увеличивать темп жизни без суеты и замедление, когда это требуется,
    уменьшение контроля

Темы будут разбиты по  БЛОКАМ ( 3х дневным программам). Можно посетить как один блок, так и все .

  •   Блок- "ПроДвижение"

Услышать свое тело в движении. Почувствовать импульс и довериться себе, собственным ощущениям. Обрести единство с собственным чувствованием в моменте.

  • Блок- "Танцующая на Волне"

Женская природа хранит память о врожденной Женственности, наполненности сердца Любовью, Мягкостью, Теплотой. Двигаться на Волнах этой Женственности, быть привлекательной, оставаясь собой. Идти по жизни, танцуя....

  • Блок- " Социальные Роли"

В нашей жизни мы учимся взаимодействовать с другими людьми и это взаимодействие имеет имя: мама, отец, дочь, сын, ученик, студент, любовница, руководитель и тд. Их много. Но что, если женщина, рождая дитя застревает в этой роли и вот она уже мама и для мужа, и для дитя, и для своих родителей. Как научиться быстро переодеваться, сменяя свой контакт с другими, оставаясь собой.

  • Блок -"Здоровье и Гибкость"
    Движение, танец- для наших суставов. Обретение доверия к собственному телу.
  • Блок- "Эмоции и Волна"

    Эмоции - это энергия. Живая энергия всегда в движении. Возможность обрести свободу эмоционального проживания, дарует полноту жизни.

семинар " Роли и Волны"

« Поймать ощущение от Процесса– удовольствия быть на Волне.Здесь нет достижения цели. Творчество – это Процесс….» Е.В. Максимова

О РОЛЯХ

Архетипические роли в нас встроены. Архетипы обладают универсальной и неодолимой привлекательностью для целых поколений.Архетипы есть не что иное, как бессознательные отображения инстинктов, т.е. модель и образец инстинктивного поведения.Дети мечтают о ролях и отыгрывают их в своем развитии, присваивают, и свободно пользуются в своей взрослой жизни.В подростковом возрасте в детях просыпается Исследователь/Искатель или Бунтарь. Дадут ли ему стать непохожим на других, отделиться от родителей и уйти в большой мир?Если дети благополучно отыграли и присвоили социальные роли, у них в будущем практически не будет проблем в социальном взаимодействии – в семье, на работе, в обществе, в бизнесе.Но, если детям не дали играть, но посадили за раннее обучение, то возможны многие будущие проблемы. Повзрослев, девушка может перепутать роли Принцессы и Воина, тогда она будет не наслаждаться жизнью, а воевать…Не менее опасно, когда у вас отсутствует такая важная для социального взаимодействия роль. Ведь Воин может превращать тревогу в победу и успех. (А.Мелия).Опасно застрять в одной роли, например, Шута или Царевны-Несмеяны. Я думаю, вам всем встречались современные Емели (из сказка «По щучьему велению») – только, вместо печи, у него компьютер…Уже не вы используете роли для социального взаимодействия, а роль начинает владеть и руководить вами.Другой вариант проблем – использование роли как маски, чтобы спрятать свою внутреннюю сущность. Очень часто – это Хорошая девочка/мальчик. Иногда, Шут. Или Герой (этого так хотел папа…)Очень часто внешнее родительское НАДО зажимает все роли, кроме Воина – так и будет человек всю жизнь воевать. Хорошо, если в внешним врагом. Но, если внешнего врага нет, а Воин есть – начнутся войны внутри семьи.Основной запрос от слушателей – «Как стать Королем/Королевой?». С одной стороны, - это большая ответственность; с другой стороны, - Короля хотят слушаться, Королю хотят нравиться, Королю хотят подражать. – На требуются ни особые приказы, ни принуждения.Если вы не осознаете свою сказку и свою в ней роль, то у вас очень мало шансов что-то в ней поменять. Вы можете отлично играть свою роль, но вы не можете выйти за ее пределы, посмотреть со стороны, увидеть другие роли и другие возможные сюжеты. (Дм. Соколов, 2007)

О ВОЛНАХ

Для волн мир прозрачен. Также как прозрачно для волн наше тело.Волны можно пропускать сквозь себя. В том числе - чужое напряжение, чужое раздражение – они видятся, чувствуются, но не застревают у вас в теле.Волны можно принимать и делать своей силой – и свои, и чужие.


Границы



Нам часто кажется, что границы тела и сознания – это две разных категории, и мы пытаемся между ними лавировать, избегать, обороняться, что в свою очередь приводит к раздражению, неуверенности, заниженной самооценке и прочим негативным последствиям в наших отношениях с окружающими. Но в действительности тело и сознание представляет собой единое целое.

Работая с сознанием через тело, мы начинаем автоматически реагировать по-другому на различные обстоятельства. Мы учим, как нельзя позволять обращаться с собой, как правильно обозначить свои границы и не допустить их нарушение.

Если тело правильно строит свои границы в отношении незнакомых людей, коллег, начальников, друзей и даже родственников, становится комфортно не только самому себе, но и окружающим.

С человеком, умеющим правильно расставить собственные границы и обладающим здоровым отношением к себе, легко договориться, с ним удобно, стабильно и самое главное – понятно. Его взаимодействие с другими людьми строится на основании четких правил во взаимоотношениях, которые более не являются нападением или обороной, а переходят на совершенно новый уровень здоровых договоренностей.

Если наши собственные границы размыты, мы нервничаем, боимся ошибиться и обидеть, в итоге обижаемся сами, снова боимся, но стараемся не показывать обиду и страхи, а тщательно прячем их в себе, живем с ними и копим следующие. Мы отчаянно пытаемся разобраться в психологии, копаемся в своем сознании и игнорируем тело, которое также сковано под действием общепринятых стереотипов на протяжении практически всей нашей жизни, поскольку мысли и чувства непременно отражаются на теле в виде мимики, позы, жестов, походки и пр.

На программе «Границы» мы научимся ощущать свое тело в пространстве и чувствовать им физически те самые границы, которые помогают нам жить комфортно, при этом наше сознание просто подстраивается под изменения тела и не нуждается в отдельной работе.

Чему будем УЧИТЬСЯ

  •  чувствовать свои границы в каждой конкретной ситуации и отстаивать их;
  •  чувствовать границы других людей;
  • работать с напряжением;
  • сказать и принять «нет», сказать и принять «да»;
  • парировать давление;
  •  работать со страхами;
  •  работать с выбором и достижением целей.

Программа семинара " Уровень В. Погружение" ( Метод " Со-творение". телесно-ориентированная терапия с опорой на теорию построения движения Н.А. Бернштейна. Модуль 2)

Уровень В. Погружение.

 

  • Твердая и жидкая основа В-тела

- почувствовать диагонали тела через потягивания

- В-вода

 

  • Активация кожи поверхностной чувствительности

- контактные взаимодействия

                     - сдвиг кожи по остову тела

                    - щекотка

- бесконтактные взаимодействия

                    – движения рук рядом с телом,

                     -  В-поле

- активизация загривка - подуть

- кожа как комбинезон, образ медведя – чувствовать Мир кожей

- обследование, контакты телом - дотронуться носом – дотянуться

           щекой

- чувствование тела в движении – партнер помогает, прикладывая

         ладошку к тем частям тела, что чувствуются плохо

- активизация загривка - подуть

- чувствовать загривком - «Садовое кольцо» - движение сквозь толпу с закрытыми глазами

- чувствование загривком, как составляющая интуиции

- точечная чувствительность

- точечное тихое прикосновение 3 пальца – строим тело

 

- работа с телом через прикосновения (по Р.Бартлету)

 

  • Попа – почувствовать попу.

Покачаться. Поерзать.  Передвижение на попе

 

  • Активация В-движений

-Снимаем напряжение с В-диагоналей тела – «Ножи» (упражнение от Геннадия Пучкина).

-Возможность ходить на боковом зрении

-Раскачка - движение остова тела внутри кожи

                - откачать все опоры до  выхода диагоналей.

                - раскачка лежа, сидя, стоя

                 - свободные движения на раскачке

                 - качание в парах  на четвереньках живот к спине; спина к

                    спине

 

  • Ритмы тела -  ритм сердца - ритм дыхания - ритм сосания - ритм чесания – 4 -5 ритмов ходьбы

     Укачивание, как рефлекторная стимуляция младенцев.

 

  • Построение В-диагоналей тела

-Растормаживание двигательных автоматизмов

-В-общение – толкаться, бодаться, куча-мала, перекатывания друг

         через друга, «карандаши»

-В-диагонали для исцеления тела – используем диагонали, проходящие через сердце, желудок, почки…

 

  • Периферическое зрение

-Сравнение центрального и периферического зрения

-Периферическое зрение видит все

-«Сенсорика» - щелчки Щпитсберга – узлы В-пространства

-Слежение за двумя движущимися точками

-Психотерапия – узлы пространства

 

  • Со-движения уровня В   - Чувствование партнера в движении  - Два тела сливаются в одно движение

- чувствовать от бедра, от голени, от щиколотки

объединение от таза, от плеч, от запястья, от пальцев, от головы

- содвижения – сидя и стоя; от 2-х и более – удлинение ряда.

- на расстоянии, бесконтактно

 

Порядок подачи материала может быть изменен.

Возможность взять весь материал зависит от подготовки группы