Основные свойства уровня Д

Активизация и автоматизация функционирования Уровень Д



Д – Теменно-премоторный уровень действий. Начиная с этого уровня, мы живем в представляемом мире. В филогенезе – уровень D является ведущим у высших млекопитающих, врановых и попугаев.


Активизация – от собственных представлений; встраивание в целостные ситуации; правильное поведение «как надо».


Анатомическая основа – вторичные сенсорные и моторные зоны, включая зоны Вернике и Брока.


В основе афферентного синтеза (восприятия) – лежит восприятие целостных ситуаций и схем, внутри собственных представлений. Например, звук мотора, на уровне С воспринимается как»машина»; на уровне D – «папа приехал». Восприятие целостных ситуаций, топологий (знаков) и схем. Возможны иллюзии, плацебо-эффект, гипноз.


Эфферентный синтез – Поведение внутри представляемых схем и ситуаций; достижение представляемых целей; формирование бытовых автоматизмов. Появляется предвосхищение действия, события, эмоции.


Строение тела и движение, поведение -  тонкие пластичные мышечно-соединительнотканные увязки, пронизывающие мышцы более низких уровней; движения легкие, почти без тонуса, плавные, перетекающие одно в другое. Вы легко почувствуете пластику D-тела, если представите себя в роли Феи или Мага. В кистях рук – значимы ладони и кончики пальцев.


Поведение – как правильно, как надо. Врожденное встраивание в роль.


Основные свойства уровня – погружение в представляемый мир. Мифологическое мышление. Ролевое поведение.


Общение этого уровня – осуществляется только внутри архетипов – и ситуаций, и  ролей. На это накладывается правила поведения «как надо» – причем в разных культурах эти правила могут сильно различаться. Возможна ложь.


Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики - обида, чувство вины, стыд, гордость, печаль. Но здесь же -  «не пойман, не вор». Эмоции как знаки. Схемы эмоционального реагирование – поведение «как надо» - где надо плакать, а где смеяться. Например, в древности, на Руси, невесте положено было плакать; в современном мире – радоваться.


Психика - Осознание СЕБЯ внутри представляемого мира. Коллективное бессознательное. Я – как человек культуры. Поведение погружено в культуральные правила и нормы. Социальная ссылка. Поведение «как надо». Стремление быть «как все». Воля. Выбор. Вожак. Формирование высших автоматизмов, привычек. Знаки, жесты. Появление слов – как обозначение ситуаций.


Основная рабочая фраза: «Разрешить себе быть собой» (ситуации и роли часто затягивают и подчиняют себе).


В телесной терапии работаем – ладонями или кончиками пальцев; легкие прикосновении; при обучении – работаем из образа или из роли. Здесь с телом можно разговаривать и оно «отвечает».


В социальном взаимодействии – нежность, ласковость.


При хорошо включенном уровне D – успешная социализация в окружающем мире.