Активизация и автоматизация функционирования Уровень Д
Д – Теменно-премоторный уровень действий. Начиная с этого уровня, мы живем в представляемом мире. В филогенезе – уровень D является ведущим у высших млекопитающих, врановых и попугаев.
Активизация – от собственных представлений; встраивание в целостные ситуации; правильное поведение «как надо».
Анатомическая основа – вторичные сенсорные и моторные зоны, включая зоны Вернике и Брока.
В основе афферентного синтеза (восприятия) – лежит восприятие целостных ситуаций и схем, внутри собственных представлений. Например, звук мотора, на уровне С воспринимается как»машина»; на уровне D – «папа приехал». Восприятие целостных ситуаций, топологий (знаков) и схем. Возможны иллюзии, плацебо-эффект, гипноз.
Эфферентный синтез – Поведение внутри представляемых схем и ситуаций; достижение представляемых целей; формирование бытовых автоматизмов. Появляется предвосхищение действия, события, эмоции.
Строение тела и движение, поведение - тонкие пластичные мышечно-соединительнотканные увязки, пронизывающие мышцы более низких уровней; движения легкие, почти без тонуса, плавные, перетекающие одно в другое. Вы легко почувствуете пластику D-тела, если представите себя в роли Феи или Мага. В кистях рук – значимы ладони и кончики пальцев.
Поведение – как правильно, как надо. Врожденное встраивание в роль.
Основные свойства уровня – погружение в представляемый мир. Мифологическое мышление. Ролевое поведение.
Общение этого уровня – осуществляется только внутри архетипов – и ситуаций, и ролей. На это накладывается правила поведения «как надо» – причем в разных культурах эти правила могут сильно различаться. Возможна ложь.
Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики - обида, чувство вины, стыд, гордость, печаль. Но здесь же - «не пойман, не вор». Эмоции как знаки. Схемы эмоционального реагирование – поведение «как надо» - где надо плакать, а где смеяться. Например, в древности, на Руси, невесте положено было плакать; в современном мире – радоваться.
Психика - Осознание СЕБЯ внутри представляемого мира. Коллективное бессознательное. Я – как человек культуры. Поведение погружено в культуральные правила и нормы. Социальная ссылка. Поведение «как надо». Стремление быть «как все». Воля. Выбор. Вожак. Формирование высших автоматизмов, привычек. Знаки, жесты. Появление слов – как обозначение ситуаций.
Основная рабочая фраза: «Разрешить себе быть собой» (ситуации и роли часто затягивают и подчиняют себе).
В телесной терапии работаем – ладонями или кончиками пальцев; легкие прикосновении; при обучении – работаем из образа или из роли. Здесь с телом можно разговаривать и оно «отвечает».
В социальном взаимодействии – нежность, ласковость.
При хорошо включенном уровне D – успешная социализация в окружающем мире.