Метод Со-Творение

Метод «Со-творение»

Метод Со-творение опирается на теорию построения движений Н.А.Бернштейна. 


Автор метода Максимова Елена Владимировна 

  • Действительный член и Официальный преподаватель   Профессиональной Психотерапевтической Лиги
  • Член педагогического общества К.Орфа "ROSA
  • МГУ, каф. Физиологии человека и животных; МИОО, каф. Олигофренопедагогики


Каждый из уровней построения движения имеет свои, достаточно четкие и определенные особенности восприятия (афферентный синтез) и движения/поведения (эфферентный синтез). При нарушениях уровни, с их особенностями, как правило, выпадают целостно. Так же целостно они восстанавливаются при коррекции.

 

Основные принципы и последовательность работы:

  • запрос - выявление психологических и телесных проблем клиента;
  • диагностика сохранности/нарушений уровней построения движений, начиная с нижних;
  • терапия - ведется от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза (восприятия) к формированию эфферентного ответа (движения/поведения); на каждом уровне построения движений мы растормаживаем или провоцируем включение врожденных механизмов самовосстановления тела;
  • домашняя работа -  подбираются упражнения для индивидуальной работы, не сложные, но максимально эффективные для решения той или иной задачи самостоятельной терапии тела клиента
  • в процесс работы, при последующих посещениях клиент и терапевт отслеживают и фиксируют динамику изменений тела и психики, уточняют или, при необходимости, формируют новый запрос
  • если запрос исчерпан – рекомендуются упражнения по закреплению и автоматизации навыка


Работа по методу «Со-творение» всегда начинается с двух основных воздействий, которые носят рабочие названия «Протяжка» и «Брюшко».


«Протяжка» - это, на наш взгляд, выравнивание напряжения по соединительной ткани  мышцам спинного и нижней части головного мозга. В результате улучшается кровообращение этих областей. Иногда, «на щелк», включаются отсутствующие функции – например, центральное зрение, тоническое напряжение кистей рук и многое другое.


«Брюшко» - активизация автономной нервной системы. В результате улучшаются процессы пищеварения, работа внутренних органов. Появляется эмпатия у аутистов. Уходит спастика у клиентов с ДЦП.


Сразу же нужно предупредить -  все, что мы описываем, это наши наблюдения, это то, что наши специалисты видят и чувствуют. А также то, что описывают родители в своих отзывах о том, как меняются их дети. Т.е. здесь возможна значительная доля субъективного видения. В случае, если есть хоть какое-то экспериментальное  или научное подтверждение «увиденному» нами, мы это указываем.


Диагностика

Первый прием Протяжка - активизация и автоматизация функционирования Уровень А 

Второй прием Брюшко и активизация и автоматизация функционирования Уровень Б

Активизация и автоматизация функционирования Уровень С

Активизация и автоматизация функционирования Уровень Д

Активизация и автоматизация функционирования Уровень Е

Активизация и автоматизация функционирования Уровень V


«Со-творение». Телесно ориентированная терапия с опорой на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.


Уровни построения движений Н.А.Бернштейна – это уровни построения нашего тела и психики.


Нижние уровни построения движений являются фундаментом, на котором строятся высшие уровни тела и психики. В норме все уровни развиваются параллельно, более сложные действия базируются на более простых. Например: центральный взгляд - движение к цели - поставить задачу и решить ее. 


УРОВЕНЬ А

Уровень А тесно связан с гравитацией (тонус – это и есть напряжение, сопротивление внешнему давлению гравитации).

Глубокая чувствительность – восприятие внешнего и внутреннего давления, напряжения - основа постоянного чувствования человеком самого себя. 

Уровень А отвечает за формирование и удержание тонуса нашего тела,  Уровень целостности тела и психики.


Если у человека хороший уровень А, то он

  • Обладает физической и психической устойчивостью
  • Личность человека целостна, его не раздирают внутренние противоречия
  • Человек хорошо владеет своим телом, не суетиться
  • Хорошо концентрируется и удерживает внимание.
  • Легко вступает в общение;
  • Доверяет себе, людям, миру;


Если у человека слабый уровень А, то 

  • У него наблюдается слабость всех нервных и психических процессов
  • Состоянием постоянной тревожности. Это отнимает очень много сил, что тормозит активность ребенка, в том числе исследовательскую активность и познавательную деятельность
  • Ребенок  вынужден постоянно двигаться, чтобы чувствовать СЕБЯ (вспомните новорожденных малышей, они все время в движении), в результате, ему могут ставить диагноз СДВГ(синдром гиперактивности с дефицитом внимания); 
  • Нарушение восприятия себя, своего тела всегда ведет к нарушениям  координация, проблемам крупной и тонкой моторики: плохой почерк, трудности при рисовании, черчении, лепке и т.п.
  • Часто это может быть причиной  нарушений зрения, слуха, трудностей речи, так как страдает тоническая регуляция, настройка органов зрения, слуха, артикуляции т т.п.
  • В результате, в той или иной степени, искажается развитие психики.



Уровень V – Автономная (вегетативная) нервная система (Брюшко). 

В целом – поддержание постоянства внутренней среды и ритмов тела -  дыхания, пищеварения, терморегуляции, кровообращения тела.


Если у человека хороший уровень V, то 

  • У него хорошо функционируют все функциональные системы и ритмы тела – пищеварение, дыхание, кровообращение. иммунная система и т.п.
  • У него легко строится и держится поза (построение позо-тонических рефлексов)
  • Человек обладает эмоциональной  устойчивостью, при хорошем эмоциональном восприятии -  человек чувствует эмоциональное состояние другого человека – эмпатия, сочувствие, сопереивание
  • Формирующаяся здесь устойчивость тела, физическая,  становится основой устойчивости психической. 
  • Формирующаяся здесь ось тела, становится, на более высоких уровнях, основой стержня личности. 
  • Формирующаяся здесь целостная поза тела становится, на более высоких уровнях, основой целостной позиции личности.


Если у человека слабый уровень V, то наблюдаются

  • Те или иные проблемы функционирования внутренних органов тела.
  • Проблемы ритмов тела, в том числе, ритмов сна.
  • Проблемы построения и удержания позы тела – такому человеку трудно долго ровно сидеть или стоять.
  • Проблемы эмоционального восприятия, эмоционального реагирования, эмоциональной стабильности – от эмоциональной холодности, до гиперэмоциональности, эмоциональной лабильности.
  • Проблемы восприятия и понимания эмоций как собственных, так других людей – вплоть до алекситимии.


Уровень В – уровень врожденных и приобретенных двигательных автоматизмов.

Если у человека хороший уровень В, то 

  • Он хорошо владеет периферическим зрением
  • Его движения, те, что относятся к общей моторике, практически не утомляемы, ритмичны, грациозны, очень красивы и доставляют удовольствие.
  • Легко строятся и автоматизируются новые движения и автоматизмы, в том числе автоматизмы бытового поведения (привычки), автоматизмы мышления и речи.
  • Умеет получать удовольствия – от восприятия мира, движения в мире, общения с близкими и т.п.
  • В социальном взаимодействии – формируется привязанность.

Если у человека слабый уровень В, то 

  • Человек не владеет или слабо использует периферическое зрение.
  • Его движения медлительны, плохо выражает эмоции.
  • Возникают проблемы с построением и автоматизацией новых движений.
  • Возникают проблемы с построением автоматизмов речи и мышления – и речь и мышление могут идти только под постоянным контролем сознания, на что уходит множество сил.
  • Практически не формируется бытовые автоматизмы. Движения, поведение требуют постоянного сознательного контроля.
  • Чувство удовольствия от результата или от движения формируется с большой задержкой.
  • В социальном взаимодействии нет формирования привязанности.

Уровень С – уровень реального, здесь и сейчас, восприятия пространства, выделение и достижение значимых в этом пространстве целей.


Если у человека хороший уровень С, то 

  • Он активен, ему интересен окружающий мир – и люди, и животные, и растения, и предметы
  • Он активно контролирует свои процессы восприятия - смотрит, чтобы увидеть; слушает, чтобы услышать; дотрагивается, чтобы почувствовать; принюхивается и пробуем на вкус.
  • У ребенка формируется сенсорный синтез - все виды телесной чувствительности, центральное зрение и слух объединяются в восприятие, узнавание целостного объекта.
  • Ребенок выделяет СЕБЯ в пространстве, формируется Я-сознание
  • Ему интересно все варианты взаимодействия предметов между собой
  • Он умеет выделять цель, удерживать цель, стремиться к достижению цели
  • Сознательно контролировать все движения тела, включая движения пальцев – тонкая моторика
  • Легко подсоединяется к вниманию значимого для него взрослого; учиться через запечатление и подражаниеия
  • Звучание ребенка эмоционально и интонировано
  • У него много любопытства
  • Есть желание, кураж, достигать и преодолевать препятствия; радость достижения цели
  • Формируются такие понятия как Я и Мое, Границы (тела и пространства), Свои и Чужие,
  • Развивается бытовая игра – Дочки-матери, построение Дома или Гнезда, Охота (салочки), Собирательство (здесь – разных предметов; на более высоких уровнях – знаний).
  • Формируется "хочу", "не хочу".

Если у человека слабый уровень С, то 

  • Нет интереса, любопытства к миру и людям; или он очень слаб
  • Наблюдаются нарушения сенсорного синтеза:
  • Ребенок может объединять только два вида восприятия – если он что рассматривает глазами и руками, то перестает слышать; если он видит и слышит, то перестает что-либо делать руками
  • Искажения восприятия – форм, расстояний, размеров, взаимного расположения предметов и/или собственного тела
  • Возникают проблемы нарушения восприятия СЕБЯ, в тяжелых случаях – деперсонализации
  • Возникают проблемы с выделением и удержанием цели; нет стремления достичь цель
  • Нет или слабое подражание
  • Нет эмоционального или интонированного звучания
  • Нарушения речи – дизартрии разной степени тяжести
  • Проблемы с восприятием границ – в пространстве, и в отношениях с людьми
  • Ослаблен инстинкт собственника; нет или слабое понятие МОЕ
  • Нет развернутой бытовой игры

D – уровень представлений. Здесь мы сначала представляем себе, что ходим увидеть, услышать, сделать – а потом уже смотрим, слушаем, делаем.


Если у человека хороший уровень D, то он

  • Легко воспринимает целостные ситуации и схемы
  • У него есть предвосхищение действия, события, эмоции
  • Действия, поведение, сначала планируется, продумывается и, только потом, делается 
  • Хорошо понимает речь
  • Хорошо и правильно говорит, владеет навыками чтения и письма
  • Хочет быть хорошим и вести себя «правильно» и «как надо»; старается соответствовать правилам и нормам той культуры, в которую он погружен; выполняет просьбы взрослых
  • В социальном взаимодействии использует роли, например, «хорошего ребенка» или «хулигана»; меняет тактики в поведении – то сердится, то ластится, чтобы добиться своей цели
  • Отслеживает реакцию взрослых на свое поведение (социальная ссылка)
  • Может обманывать или «мухлевать» в игре
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Хорошо социализирован в мире детей и взрослых


Если у человека слабый уровень D, то 

  • У него могут быть проблемы в восприятии знаков и схем; в том числе, проблемы восприятия речи (нарушения фонематического слуха)
  • Проблемы речевого развития – все виды дислалий и алалия
  • Проблемы письма – дисграфия
  • Проблемы чтения - дислексия
  • Проблемы планирования и мысленного удержания плана в голове
  • Нет понимая и восприятия правил поведения в обществе, поведения «как надо»
  • В общении практически не пользуется ролями, не кокетничает, не играет; соответветственно. с трудом понимает и принимает ролевое поведение других людей
  • Нет или слабо развита сюжетно-ролевая игра.


Группа уровней Е - Уровни интеллектуального регулирования действий (мышление, развернутая фразовая речь, письмо, интеллектуальные действия). 


Если у человека хороший уровени Е, то 

  • Он воспринимает себя, как личность, как человека мыслящего
  • У него развитая фантазия – может сочинять и рассказывать сказки
  • Игры с правилами
  • Есть абстрактное мышление
  • То он способен на творчество – художественное, музыкальное, научное
  • В речи использует метафоры
  • Понимание прекрасного, комического, трагического…
  • У него есть принципы – совесть, честность, добродетель…
  • Сам способен ставить себе цели и их добиваться - саморазвитие


Если у человека слабые уровни Е, то

 Возникают проблемы с мышлением, с обучением в школе

  • Не может составить связный рассказ о том, что с ним было, или сочинить сказку
  • Возможны проблемы с написанием сочинений в школе
  • Проблемы со школьными предметами, требующими абстрактного мышления – алгебра, физика, химия  т.п.
  • Возникают проблемы в играх с правилами – не держит правил, проблемы с построениями новых правил
  • Не понимает и не использует метафоры
  • Проблемы с пониманием прекрасного, комического, трагического…
  • Нет саморазвития – постоянно требуется внешнее руководство.


Примеры тесного взаимодействия всех уровней построения:

1) Письмо (А - тонус, V - удержание позы, В - автоматизмы письма, С - пространство листа, удержание цели, Д - образы букв, Е - письменная речь, мысли)

2) Чтение (А - тонус, V - удержание позы, В - автоматизмы сложения букв в слова, С - пространство книги, текста, строки, удержание цели, Д - образы букв, слов, Е - понимание текста)

3) Диалог (А - тонус речевого аппарата, В - автоматизмы произнесения звуков, С - видение цели (собеседника), Д - восприятия звуков, образы и представление о чем речь, Е - мысли, понимание диалога)


Метод «Со-творения» — это метод стимуляции и, даже включения, каждого уровня построения движений. Вслед за телом простраваются, часто сами включаются, особенности психики. Тогда появляется новая задача – научится этими особенностями пользоваться. 


Нет комментариев
Добавить комментарий