Метод «Со-творение»
Метод Со-творение опирается на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.
Автор метода Максимова Елена Владимировна
- Действительный член и Официальный преподаватель Профессиональной Психотерапевтической Лиги
- Член педагогического общества К.Орфа "ROSA
- МГУ, каф. Физиологии человека и животных; МИОО, каф. Олигофренопедагогики
Каждый из уровней построения движения имеет свои, достаточно четкие и определенные особенности восприятия (афферентный синтез) и движения/поведения (эфферентный синтез). При нарушениях уровни, с их особенностями, как правило, выпадают целостно. Так же целостно они восстанавливаются при коррекции.
Основные принципы и последовательность работы:
- запрос - выявление психологических и телесных проблем клиента;
- диагностика сохранности/нарушений уровней построения движений, начиная с нижних;
- терапия - ведется от низших уровней к высшим, от построения афферентного синтеза (восприятия) к формированию эфферентного ответа (движения/поведения); на каждом уровне построения движений мы растормаживаем или провоцируем включение врожденных механизмов самовосстановления тела;
!!!! Работа по Методу Со-творение не проводится одновременно с приемами остеопатов, кинезиологов, такими воздействиями , как БАК, Томатис, микрополяризация, транскраниальные техники . Необходимо выдерживать временной интервал не менее 1 месяца до и после работы по Методу Со-творение. - домашняя работа - подбираются упражнения для индивидуальной работы, не сложные, но максимально эффективные для решения той или иной задачи самостоятельной терапии тела клиента
- в процесс работы, при последующих посещениях клиент и терапевт отслеживают и фиксируют динамику изменений тела и психики, уточняют или, при необходимости, формируют новый запрос
- если запрос исчерпан – рекомендуются упражнения по закреплению и автоматизации навыка
Работа по методу «Со-творение» всегда начинается с двух основных воздействий, которые носят рабочие названия «Протяжка» и «Брюшко».
«Протяжка» - это, на наш взгляд, выравнивание напряжения по соединительной ткани мышцам спинного и нижней части головного мозга. В результате улучшается кровообращение этих областей. Иногда, «на щелк», включаются отсутствующие функции – например, центральное зрение, тоническое напряжение кистей рук и многое другое.
«Брюшко» - активизация автономной нервной системы. В результате улучшаются процессы пищеварения, работа внутренних органов. Появляется эмпатия у аутистов. Уходит спастика у клиентов с ДЦП.
Сразу же нужно предупредить - все, что мы описываем, это наши наблюдения, это то, что наши специалисты видят и чувствуют. А также то, что описывают родители в своих отзывах о том, как меняются их дети. Т.е. здесь возможна значительная доля субъективного видения. В случае, если есть хоть какое-то экспериментальное или научное подтверждение «увиденному» нами, мы это указываем.
Диагностика
Первый прием Протяжка - активизация и автоматизация функционирования Уровень А
Второй прием Брюшко и активизация и автоматизация функционирования Уровень В
Активизация и автоматизация функционирования Уровень С
Активизация и автоматизация функционирования Уровень Д
Активизация и автоматизация функционирования Уровень Е
Активизация и автоматизация функционирования Уровень V
«Со-творение». Телесно ориентированная терапия с опорой на теорию построения движений Н.А.Бернштейна.
Уровни построения движений Н.А.Бернштейна – это уровни построения нашего тела и психики.
Нижние уровни построения движений являются фундаментом, на котором строятся высшие уровни тела и психики. В норме все уровни развиваются параллельно, более сложные действия базируются на более простых. Например: центральный взгляд - движение к цели - поставить задачу и решить ее.
УРОВЕНЬ А
Уровень А тесно связан с гравитацией (тонус – это и есть напряжение, сопротивление внешнему давлению гравитации).
Глубокая чувствительность – восприятие внешнего и внутреннего давления, напряжения - основа постоянного чувствования человеком самого себя.
Уровень А отвечает за формирование и удержание тонуса нашего тела, Уровень целостности тела и психики.
Если у человека хороший уровень А, то он
- Обладает физической и психической устойчивостью
- Личность человека целостна, его не раздирают внутренние противоречия
- Человек хорошо владеет своим телом, не суетиться
- Хорошо концентрируется и удерживает внимание.
- Легко вступает в общение;
- Доверяет себе, людям, миру;
Если у человека слабый уровень А, то
- У него наблюдается слабость всех нервных и психических процессов
- Состоянием постоянной тревожности. Это отнимает очень много сил, что тормозит активность ребенка, в том числе исследовательскую активность и познавательную деятельность
- Ребенок вынужден постоянно двигаться, чтобы чувствовать СЕБЯ (вспомните новорожденных малышей, они все время в движении), в результате, ему могут ставить диагноз СДВГ(синдром гиперактивности с дефицитом внимания);
- Нарушение восприятия себя, своего тела всегда ведет к нарушениям координация, проблемам крупной и тонкой моторики: плохой почерк, трудности при рисовании, черчении, лепке и т.п.
- Часто это может быть причиной нарушений зрения, слуха, трудностей речи, так как страдает тоническая регуляция, настройка органов зрения, слуха, артикуляции т т.п.
- В результате, в той или иной степени, искажается развитие психики.
Уровень V – Автономная (вегетативная) нервная система (Брюшко).
В целом – поддержание постоянства внутренней среды и ритмов тела - дыхания, пищеварения, терморегуляции, кровообращения тела.
Если у человека хороший уровень V, то
- У него хорошо функционируют все функциональные системы и ритмы тела – пищеварение, дыхание, кровообращение. иммунная система и т.п.
- У него легко строится и держится поза (построение позо-тонических рефлексов)
- Человек обладает эмоциональной устойчивостью, при хорошем эмоциональном восприятии - человек чувствует эмоциональное состояние другого человека – эмпатия, сочувствие, сопереивание
- Формирующаяся здесь устойчивость тела, физическая, становится основой устойчивости психической.
- Формирующаяся здесь ось тела, становится, на более высоких уровнях, основой стержня личности.
- Формирующаяся здесь целостная поза тела становится, на более высоких уровнях, основой целостной позиции личности.
Если у человека слабый уровень V, то наблюдаются
- Те или иные проблемы функционирования внутренних органов тела.
- Проблемы ритмов тела, в том числе, ритмов сна.
- Проблемы построения и удержания позы тела – такому человеку трудно долго ровно сидеть или стоять.
- Проблемы эмоционального восприятия, эмоционального реагирования, эмоциональной стабильности – от эмоциональной холодности, до гиперэмоциональности, эмоциональной лабильности.
- Проблемы восприятия и понимания эмоций как собственных, так других людей – вплоть до алекситимии.
Уровень В – уровень врожденных и приобретенных двигательных автоматизмов.
Если у человека хороший уровень В, то
- Он хорошо владеет периферическим зрением
- Его движения, те, что относятся к общей моторике, практически не утомляемы, ритмичны, грациозны, очень красивы и доставляют удовольствие.
- Легко строятся и автоматизируются новые движения и автоматизмы, в том числе автоматизмы бытового поведения (привычки), автоматизмы мышления и речи.
- Умеет получать удовольствия – от восприятия мира, движения в мире, общения с близкими и т.п.
- В социальном взаимодействии – формируется привязанность.
Если у человека слабый уровень В, то
- Человек не владеет или слабо использует периферическое зрение.
- Его движения медлительны, плохо выражает эмоции.
- Возникают проблемы с построением и автоматизацией новых движений.
- Возникают проблемы с построением автоматизмов речи и мышления – и речь и мышление могут идти только под постоянным контролем сознания, на что уходит множество сил.
- Практически не формируется бытовые автоматизмы. Движения, поведение требуют постоянного сознательного контроля.
- Чувство удовольствия от результата или от движения формируется с большой задержкой.
- В социальном взаимодействии нет формирования привязанности.
Уровень С – уровень реального, здесь и сейчас, восприятия пространства, выделение и достижение значимых в этом пространстве целей.
Если у человека хороший уровень С, то
- Он активен, ему интересен окружающий мир – и люди, и животные, и растения, и предметы
- Он активно контролирует свои процессы восприятия - смотрит, чтобы увидеть; слушает, чтобы услышать; дотрагивается, чтобы почувствовать; принюхивается и пробуем на вкус.
- У ребенка формируется сенсорный синтез - все виды телесной чувствительности, центральное зрение и слух объединяются в восприятие, узнавание целостного объекта.
- Ребенок выделяет СЕБЯ в пространстве, формируется Я-сознание
- Ему интересно все варианты взаимодействия предметов между собой
- Он умеет выделять цель, удерживать цель, стремиться к достижению цели
- Сознательно контролировать все движения тела, включая движения пальцев – тонкая моторика
- Легко подсоединяется к вниманию значимого для него взрослого; учиться через запечатление и подражаниеия
- Звучание ребенка эмоционально и интонировано
- У него много любопытства
- Есть желание, кураж, достигать и преодолевать препятствия; радость достижения цели
- Формируются такие понятия как Я и Мое, Границы (тела и пространства), Свои и Чужие,
- Развивается бытовая игра – Дочки-матери, построение Дома или Гнезда, Охота (салочки), Собирательство (здесь – разных предметов; на более высоких уровнях – знаний).
- Формируется "хочу", "не хочу".
Если у человека слабый уровень С, то
- Нет интереса, любопытства к миру и людям; или он очень слаб
- Наблюдаются нарушения сенсорного синтеза:
- Ребенок может объединять только два вида восприятия – если он что рассматривает глазами и руками, то перестает слышать; если он видит и слышит, то перестает что-либо делать руками
- Искажения восприятия – форм, расстояний, размеров, взаимного расположения предметов и/или собственного тела
- Возникают проблемы нарушения восприятия СЕБЯ, в тяжелых случаях – деперсонализации
- Возникают проблемы с выделением и удержанием цели; нет стремления достичь цель
- Нет или слабое подражание
- Нет эмоционального или интонированного звучания
- Нарушения речи – дизартрии разной степени тяжести
- Проблемы с восприятием границ – в пространстве, и в отношениях с людьми
- Ослаблен инстинкт собственника; нет или слабое понятие МОЕ
- Нет развернутой бытовой игры
D – уровень представлений. Здесь мы сначала представляем себе, что ходим увидеть, услышать, сделать – а потом уже смотрим, слушаем, делаем.
Если у человека хороший уровень D, то он
- Легко воспринимает целостные ситуации и схемы
- У него есть предвосхищение действия, события, эмоции
- Действия, поведение, сначала планируется, продумывается и, только потом, делается
- Хорошо понимает речь
- Хорошо и правильно говорит, владеет навыками чтения и письма
- Хочет быть хорошим и вести себя «правильно» и «как надо»; старается соответствовать правилам и нормам той культуры, в которую он погружен; выполняет просьбы взрослых
- В социальном взаимодействии использует роли, например, «хорошего ребенка» или «хулигана»; меняет тактики в поведении – то сердится, то ластится, чтобы добиться своей цели
- Отслеживает реакцию взрослых на свое поведение (социальная ссылка)
- Может обманывать или «мухлевать» в игре
- Сюжетно-ролевая игра
- Хорошо социализирован в мире детей и взрослых
Если у человека слабый уровень D, то
- У него могут быть проблемы в восприятии знаков и схем; в том числе, проблемы восприятия речи (нарушения фонематического слуха)
- Проблемы речевого развития – все виды дислалий и алалия
- Проблемы письма – дисграфия
- Проблемы чтения - дислексия
- Проблемы планирования и мысленного удержания плана в голове
- Нет понимая и восприятия правил поведения в обществе, поведения «как надо»
- В общении практически не пользуется ролями, не кокетничает, не играет; соответветственно. с трудом понимает и принимает ролевое поведение других людей
- Нет или слабо развита сюжетно-ролевая игра.
Группа уровней Е - Уровни интеллектуального регулирования действий (мышление, развернутая фразовая речь, письмо, интеллектуальные действия).
Если у человека хороший уровени Е, то
- Он воспринимает себя, как личность, как человека мыслящего
- У него развитая фантазия – может сочинять и рассказывать сказки
- Игры с правилами
- Есть абстрактное мышление
- То он способен на творчество – художественное, музыкальное, научное
- В речи использует метафоры
- Понимание прекрасного, комического, трагического…
- У него есть принципы – совесть, честность, добродетель…
- Сам способен ставить себе цели и их добиваться - саморазвитие
Если у человека слабые уровни Е, то
Возникают проблемы с мышлением, с обучением в школе
- Не может составить связный рассказ о том, что с ним было, или сочинить сказку
- Возможны проблемы с написанием сочинений в школе
- Проблемы со школьными предметами, требующими абстрактного мышления – алгебра, физика, химия т.п.
- Возникают проблемы в играх с правилами – не держит правил, проблемы с построениями новых правил
- Не понимает и не использует метафоры
- Проблемы с пониманием прекрасного, комического, трагического…
- Нет саморазвития – постоянно требуется внешнее руководство.
Примеры тесного взаимодействия всех уровней построения:
1) Письмо (А - тонус, V - удержание позы, В - автоматизмы письма, С - пространство листа, удержание цели, Д - образы букв, Е - письменная речь, мысли)
2) Чтение (А - тонус, V - удержание позы, В - автоматизмы сложения букв в слова, С - пространство книги, текста, строки, удержание цели, Д - образы букв, слов, Е - понимание текста)
3) Диалог (А - тонус речевого аппарата, В - автоматизмы произнесения звуков, С - видение цели (собеседника), Д - восприятия звуков, образы и представление о чем речь, Е - мысли, понимание диалога)
Метод «Со-творения» — это метод стимуляции и, даже включения, каждого уровня построения движений. Вслед за телом простраваются, часто сами включаются, особенности психики. Тогда появляется новая задача – научится этими особенностями пользоваться.