Двигательное и сенсорное развитие

«Двигательное и сенсорное развитие» от метода «Со-творение».



Метод «Со-творение» опирается на теорию построения движений Н.А. Бернштейна. Н.А. Бернштейн описал уровни построения движений:
А – уровень тонуса и напряжения;
В – уровень двигательных автоматизмов;
С – уровень восприятия реальных целей пространства и достижения этих целей;
D – уровень представлений («потребное будущее» по Н.А.Бернштейну) – воприятие и достижение представляемых целей;
Уровни Е – высшие психические функции.

Кроме описанных выше, мы обнаружили еще один подуровень работы тела – рабочее название: подуровень V, «Брюшко» - синхронизация ритмов автономной регуляции тела.

Здесь, очень важно, что каждый из уровней построения движений характеризуется своим афферентным синтезом (восприятие) и эфферентным ответом (движение и поведение).


  • А – чувствование гравитации (позже, как составляющая оси тела), напряжения; глубокая чувствительность (позже, как составляющая чувствования, выделения СЕБЯ). Целостные движения потягивания, протискивания, вытаскивания себя и отдельных частей тела.
    Работа: стимуляция глубокой чувствительности; чувствование себя в пространстве и времени; движения – освободиться от зажима, от фиксации, протиснуться в щель. Тоническое состраивание в общении.
  • V- чувствование «нутром», эмпатия; восприятие и регуляция постуральной составляющей тела, позы тела; волны тела, движения на волне; построение и удержание позы тела – позо-тонические рефлексы.

    Работа: активизация и автоматизация позо-тонических рефлексов – опорных, осевых, вестибулярных. Умение строить и удерживать позу. Устойчивость тела в статике и движении. Волны тела. Умение чувствовать другого, эмпатия.
  • В – афферентный синтез объединяет глубокую и поверхностную чувствительность для восприятия и бессознательной регуляции автоматизмов тела; боковое зрение и слух – для бессознательного вписывания в пространство; врожденные и приобретенные двигательные автоматизмы.

    Работа: Активизация кожи. Активизация двигательных автоматизмов. Автоматизация новых движений, навыков, формирование привычек. Со-движения – умение быть в едином движении с ребенком, партнером.
  • С – для восприятия реальных целостных объектов афферентный синтез объединяет все виды чувствительности – формируется гештальт объекта – фигуры; узнавание кто это и что это; здесь, пространство –это мир, состоящий из единичных целостных объектов; собственное тело также чувствуется абсолютно целостным и реальным – афферентный синтез объединяет все виды телесной чувствительности (глубокая, поверхностная, висцеральная, все виды рецепторной чувствительности – проприорецепция, суставная рецепция и т.д.) – для формирования единого чувствования СЕБЯ; здесь, большинство движений осознано чувствуются и регулируются – мы всегда знаем, где находится наша рука или нога, и что они делают; мы можем сделать выбор, к какому объекту идти, а какой игнорировать; постановка и достижение цели. Здесь закладывается основа для формирования ВОЛИ.

    Работа: Умение чувствовать и выделять границы. Умение следовать вдоль границы. Умение выделять, удерживать и следить за целью. Все виды достижения цели, бросания в цель и т.п. Радость достижения цели. Осознанное чувствование и владение телом в пространстве. Чувствование и владение отдельными частями тела – рука, пальцы, колено и т.п. Зрительно-моторное объединение и слухо-моторная координация. Бытовые действия, бытовая игра и т.п.
  • D – афферентный синтез представляемого мира – здесь реальные восприятия смешиваются с памятью прошлого и представлениями будущего; здесь мы можем почувствовать себя кошечкой или собачкой, мамой или учительницей, королем или шутом; афферентный синтез поведения социального взаимодействия – чувствование правильности себя и другого в поведении как надо/как положено; чувствование себя в социальных ролях – Принц и Король – по-разному чувствуют и двигаются в пространстве. Эфферентный синтез сложных, заранее планируемых движений и действий – движение или поведение по плану, как надо или как положено; движения тела в образе и роли.

    Работа: - целостное представление и восприятие ситуации; движение всегда начинается с «представить» и «подумать»; движения в образах и ролях; составление планов и умении пользоваться планами; движения внутри сюжетно-ролевой игры; составление сказок.
  • Уровни Е – афферентный синтез опирается на понимание – действия, задачи, решения. Творчество.

    Работа – переносится на занятия с учителем, психологом, педагогом.


  • Для кого? Дети от 3 до 8 лет.
  • Ведущие: Максимова Елена Владимировна при участии сотрудников Центра.
  • Расписание. Среда 14:00 — 16:00, воскресенье 12:00 — 14:00.