Огромную роль в воспитательном процессе играет народное творчество. Детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина-это близкие люди и, прежде всего мать, это дом в котором он живет, его друзья, окружающая природа, те сказки, стихи, песни, которые он слышит. Первые впечатления о фольклоре у ребенка возникают при знакомстве с понятными и близкими ему потешками, попевками, игровыми песенками, мелодиями: которыми так богато наследие русского народа.
Фольклор способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру, как к чуду, но и познавательному pазвитию- особенно это актуально в раннем возрасте.
Фольклор это опыт народа в установлении связей между объектами природы и миром людей, проходящий через всю жизнь человека.
Давайте возьмем кусочек жизни вашего ребенка-один день и проследим, сколько раз вы можете обратиться к истокам народного творчества в течение этого дня.
Утром малыш просыпается, его берут на руки, начинается новый день.
-Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату,
- Мы захлопаем в ладоши,
-Очень рады солнышку!
Это приговорка, в народе их произносили с просьбой принести хорошую погоду, сейчас они используются как игровой прием.
Вот пример другой приговорки. Pебенок умывается!
-Водичка, водичка, умой мое личико,
-Чтобы глазки блестели,
-Чтобы щечки краснели,
-Чтоб смеялся роток,
-Чтоб кусался зубок.
Ребенок садится есть кашy, мы проговариваем потешку. Потешки как правило, сопровождали игровые действия с малышом (его пальцами, руками, ногами).
-Сорока, сорока, летела далеко,
-Кашку варила, деток кормила.
Затем мы идем с малышом гулять, ребенок радуется природе: солнышку, деревьям, птичкам, травке, жучкам.
-Божья коровка улети на небо, Принеси мне хлеба,
-Черного и белого
-Только не горелого!
Это пример старинной заклички, они связаны со старыми верованиями в силы природы, её могущество.
Но вот на улице появились другие детишки. Сколько народных игр мы знаем и играем с нашими детишками! Это салочки, жмурки, хороводы, горелки, лапта, городки-всё перечисленное только малая часть.
Приведу пример общеизвестной игры "Ловишки", как большинство игр, она сопровождается прибауткой
-Раз, два, три, четыре, пять,
-Вышел зайчик погулять,
-Вдруг охотник выбегает,
-Прямо в зайчика стреляет:
-Пиф. паф, ой, ой, ой,
-Убегает зайчик мой!
Игроки разбегаются, ловишка старается кого-нибудь поймать, noйманные ловишкой, помогают ему ловить непойманных. Когда все переловлены, игра заканчивается.
Но вот прогулка окончена, дети расходятся по домам.
И теперь после ужина пришел черед сказок: "Репка", "Курочка Ряба". "Лисичка со скалочкой", "Бычок смоляной бочок" -всех не перечесть. Зашло солнышко, стемнело, пора спать, наступает время для колыбельной песни.
- Баю, баюшки, баю,
-Баю крошечку мою,
-Прили, котик ночевать,
-Мою деточку качать,
-Уж я котику -коту,
-За работу заплачу:
-Дам кусок пирога
-И кувшин молока.
Малыш заснул, пройдет ночь, наступит новый день, полный забот, в которых вам всегда на помощь придет народный опыт, творчество, мудрость.