Игра – это тренировка функций. Это тренировка – движения и общения, всех видов социального взаимодействия; тренировка разных видов обучения - развитие мышления и речи.
Важность игры для развития ребенка и взрослого
Научиться играть — гораздо важнее, чем получить какие-то фактические знания, хотя родители и воспитатели часто считают наоборот.
Ученый Джон Байерс проанализировал, как влияет игра животных на развитие их мозга. Результат: чем чаще животные играют, тем сильнее у них развит лобный отдел коры головного мозга - совершенствуются когнитивные функции: способность планировать, выделять важное, осознавать и организовывать свои чувства и мысли. Кроме того, развиваются участки мозга, отвечающие за чувство музыкального ритма, обработку речи, внимание и мн. др.
В других исследованиях было показано, что в игре дети учатся исследовать и решать проблемы и, вырастая, становятся людьми, которые видят возможности и альтернативы там, где остальные видят глухую стену.
Удовольствие от игры связано с удовольствием от жизни, которое, в свою очередь, связано с удовольствием учиться и узнавать новое»
Приведенные выше ссылки из работы Илва Андерссон, Профессора Стокгольмского университета—руководителя проекта «Дети, которые не играют» https://mel.fm/games/2896017-children_play
Развитие игры
Поскольку наш центр в своей работе опирается на теорию построения движений Н.А.Бернштейна, то и на развитие игры можно посмотреть с точки зрения уровней построения движений.
Игры с опорой на уровень А
Это разнообразные виды игр с напряжением – «Фигура замри». «Пластилиновая кула» и многие другие. А также игры с эмоциональным напряжением – «Коза рогатая», «Кошка добрая и кошка злая» и др.
Игры уровня В – это 1. игры со свойствами предметов и 2. игры с телом.
Игры со свойствами предметов – песок, вода, листья… - потрясти, разорвать, размять.. Игры с телом – покакачаться на полу, поползать, побегать, потолкаться… «Куча-мала», беготня стайкой и т.п.
Игра уровня С – это бытовая игра по подражанию.
Здесь наибольшим интересом долго пользуются мамина косметичка и кухонная утварь, папины инструменты.
«Детям нравится повторять за взрослыми, так как они хотят стать важной частью реального мира. Современное общество сильно преувеличивает важность вымысла и фантазии для детей». https://www.sciencenews.org/article/kids-play-fantasy-reality
Основные темы игры – Дом и все то, что происходит в доме; Охота (салочки), Украшательство, Собирательство, Границы, Мое/Твое, Свои/Чужие. Любопытство на более высоких уровнях становится основой науки и творчества.
Появляется и отыгрывается интонированное звучание, еще не речь, то, что логопеды называют просодика.
С этого уровня в социальном взаимодействии появляется очередность – я постучал – ты постучал, я позвучал – ты позвучал, я поиграл - ты поиграл… Позже, очередность станет основой диалога.
Игра уровня D – это сюжетно-ролевая игра.
«В племенах охотников и собирателей почти нет разницы между игрой и работой, потому что во время игры дети репетируют взрослые роли» – объясняет антрополог Адам Бойетт (Adam Boyette).
Здесь появляются целостные схемы привычных нам ситуаций - дочки-матери, в доктора, в магазин и т. п.; отыгрываются разнообразные ситуации ссор и примирений, проявления и усмирения агрессии и многие другие.
Элементы планирования - нужно договориться, во что именно мы играем. Появляются и отрабатываются правила игры.
Игры уровней Е – игры мышления и интеллекта.
У детей, одновременно с вступлением в работу уровней Е, начинается игра со словом, так хорошо описанная у К. И. Чуковского в книге «От двух до пяти».
Чтение на раннем этапе развития формируется как игра – как совместное с автором погружение в одну идею, одну фантазию, отождествление себя с тем или иным героем.
В групповых играх уровней Е отрабатываются разнообразные возможности группового поведения.
Возможности игротерапии
Возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.
Если ребенку дать время и возможность играть, то он, в соответствии с возрастом, самостоятельно разворачивает игру, от простейших игр с напряжением до сложнейших интеллектуальных игр.
Но, к сожалению, в настоящее время педагоги все больше сталкиваются с тем, что дети не способны самостоятельно развернуть игру, развить сюжет.
Ученые выделяют пять причин, которые мешают детям научиться играть:
- Взрослые не поддерживают детские игры
- В детских садах недостаточно предметов, которые можно по-разному использовать в игре
- У детей нет возможности организовать пространство таким образом, чтобы мебель можно было использовать в игру
- В школьном расписании нет места играм
- Учителя не понимают «шумных игр».
На помощь к таким детям приходит игротерапевт, помогающий развернуть игру и справится с проблемами, возникающими у ребенка.
Игротерапия хорошо помогает при:
- повышенной тревожности ребенка или взрослого;
- повышенной агрессивности;
- страхах разной природы;
- низкой самооценки ребенка или, наоборот, если самооценка ребенка сильно завышена;
- боязни неудач; укрепление собственного Я ребенка и развитие чувства самоценности;
- замкнутости и не желании общаться;
- переживаниях, связанных с разводом родителей;
- непослушании или сверхпослушании ребенка;
- проблемах с учебой;
- и многих других проблемах.
В процессе работы игровой терапии ваш ребенок
- станет более доброжелательным, спокойным, счастливым и жизнерадостным;
- станет более собранным и организованным;
- восстановится доверие и наладится контакт со взрослым и сверстникам;
- повысит самооценку;
- уменьшится тревожность и страхи;
- улучшится физическое здоровье ребенка – координация, ловкость и сноровка.
В нашем Центре ведет прием талантливый игротерапевт Михаил Сухотин, который способен разговорить в игре даже самых несговорчивых детей.
Узнать время приема и записаться можно у администраторов Центра по телефону +7 925 529-65-66.