Неправильная речь приносит ребенку массу неудобств, которые с возрастом при отсутствии коррекции часто перерастают в комплексы и проблемы в общении. Своевременная работа с логопедом поможет избежать этих неприятных последствий.
Как проходит занятие?
В начале первого занятия логопед проводит диагностику ребенка, чтобы определить характер нарушений и степень их тяжести. Затем в соответствии с особенностями и возрастом подбирается индивидуальная программа коррекции.
В результате регулярных занятий происходит:
- устранение неправильного произношения с постановкой и автоматизацией звуков;
- развитие способностей к дифференциации произношения звуков, имеющих схожесть по звучанию и артикуляции;
- коррекция недостатков в развитии моторики и подвижности органов речевого аппарата;
- развивается память и слуховое внимание.
Речь. Основы логопедии с точки зрения теории построения движений Н.А.Бернштейна
Речь – это общение с помощью знаков. Чаще всего мы понимаем речь, как словесное речевое общение.
Появление речи совпадает с уровнем Д - действий теории построения движений Н.А. Бернштейна, и наибольшего развития достигает на высших уровнях интеллекта – Е - «чтобы меня поняли».
Речь – это всегда общение, диалог. Даже монологическая речь – это говорение, диалог с самим собой. Поэтому речь включает в себя два основных процесса: восприятие речи и построение речи – говорение. Рассмотрим на каждый из этих процессов, чтобы лучше понять причины нарушения речи и возможные пути ее коррекции.
ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ
Магическая сила слова заключается в том, что оно способно вызывать представления, образы. «Мы говорим, что слышим ЗВУКИ, между тем как на самом деле мы слышим события, хотя никому не приходит в голову утверждать, что мы видим СВЕТ, когда мы видим объекты». (Найссер, 1998 ,170).
Итак – в восприятии речи – важно понимание ее смысла – со-бытия, ситуации.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Умение распознавать смысл слов, близких по своему звучанию, Например, - ночка, дочка, точка, кочка, почка и т.д.
Для фонематического слуха важны:
- Уровень А, подуровень Аv – тоническая настройка мышц слухового аппарата; протопатическое восприятие звуков. (Слепо-глухая Ольга Скороходова ходила в Московскую консерваторию, снимала ботиночки и, поставив стопы на пол, слушала музыку.)
- Уровень В – слышание чистых звуков, «ощущение» звуков (по-видимому, здесь же – абсолютный музыкальный слух).
- Уровень С – слышание объектов – «машина», «ручей»…
- Уровень D – слышание со-бытий – «папа приехал», «пойдем пить»…
- Уровень Е – понимание смыслов, идей, мыслей.
ГОВОРЕНИЕ
Также несет в себе фоновые автоматизмы практически всех нижележащих уровней:
- Уровень А , подуровень V – тонус мышц, дыхание – синхронизация легочного дыхания и диафрагмального.
- Уровень В – автоматизмы движений языка, губ, щек, гортани и т.д.; автоматизм говорения (мы говорим смыслы, не задумываясь о том, какие звуки произносим и как их артикулируем).
- Уровень С – все мышечные координации говорения; просодика речи (громкость, ритмичность, темп, тональность, паузы, интонации, силовое ударение, эмоциональная окраска речи); чередование звучания – диалог.
- Уровень D – говорение смыслов слов, событий
- Группа уровней ровни Е – развернутая фразовая речь; приставки, суффиксы, окончания; описание событий, передача мыслей.
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Задержки речевого развития могут иметь самые разнообразные причины.
- Нарушения на уровне А, Аv – выпадает основа, фундамент для построения всех вышележащих уровней построения речи. С этими нарушениями связаны такие диагнозы, как – дисфония, заикания
- Нарушения на уровне В – проблемы восприятия «чистых» звуков; сложность автоматизации звуков, слогов, слов. С этими нарушениями связаны такие диагнозы, как – брадилалия и тахилалаия, заикание
- Нарушения на уровне С – с этим уровнем связаны такие диагнозы, как - дизартирия; нарушение
- Нарушения на уровне D – апраксии, в логопедии – алалии и дислалии; афазии; дизлексия, дизграфия, дизорфография
- Нарушения на уровнях Е – проблемы с построением целостных высказываний, описание событий и впечатлений.