ТЕЛО И ПСИХИКА. ВЗГЛЯД СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИЕЙ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ, С ОПОРОЙ НА ТЕОРИЮ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ Н.А.БЕРНШТЕЙНА

Елена Максимова и Марина Глушакова: Книга Н.А Бернштейна «О построении движений» вышла в 1947 году и была переведена на все основные языки мира.  Поскольку движение лежит в основе нашего поведения, то каждый уровень построения движений можно рассматривать и как уровни построения психики человека. Работая с особыми детьми, мы постоянно наблюдаем, что, как выпадение, так и появление, при коррекции, того или иного уровня построения движений происходит целостно, со всеми присущими ему свойствами.

Например, жалобы на отсутствие у ребенка чувства страха, говорит нам о возможном нарушении уровня В. В этом случае, как правило, снижена поверхностная чувствительность, отсутствует боковое зрение, движения ребенка напряженные и «задумчивые», лишены легкости и пластики В-автоматизмов, нет игры мышц врожденной мимики (той, что присутствует во сне).


При нарушениях на уровне С, при сохранном уровне В, что мы часто наблюдаем у аутистов – отсутствие центрального зрения, затруднения, до полной невозможности, движения на цель, при полной сохранности легких и красивых движений в никуда. При включении уровня С, одновременно с центральным зрением появляется любопытство и кураж на препятствия, интонированное звучание, плач со слезами и смех.


Вот об этих наблюдениях, связанных с тем или иным уровнем построения движений,  нам и хочется, очень коротко, вам рассказать.


         А – Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций охватывает тоническую регуляцию тела в целом. Это самый древний уровень тела является исходным напряжением клеток и тканей, опираясь на которое, разворачивается функционирование и тела, и психики человека. В филогенезе на этом уровне существуют одноклеточные животные; из многоклеточных – кишечнополостные, например, медузы.


Активизация. Животный мир создавался в поле гравитации. Тургор, напряжение стенок клеток – необходимо, как противопоставление напряжению гравитации. Отсутствие гравитации – ослабляет данный уровень (как это, например, происходит у космонавтов во время космических полетов).


Анатомическая основа -  сетчатая нервная система, описанная у кишечнополостных, которая, с нашей точки зрения,  сохранна и у человека.


В основе афферентного синтеза лежит протопатическая чувствительность. Так воспринимают мир одноклеточные существа или медузы: они реагируют на давление, свет, звук, вибрацию, изменение химического состава среды. Протопатическая чувствительность, на наш взгляд, практически в неизменном виде,  сохраняется и у человека. Ее основные свойства: не дифференцирована, включена постоянно.


Эфферентный синтез – регуляция тонуса, напряжение клеток и тканей нашего тела.


Основные свойства уровня А


Основные свойства уровня А: целостность и прозрачность. Целостность - восприятие распространяется на все тело; тоническое напряжение охватывает все тело. Прозрачность - практически нет препятствий для распространения волны возбуждения или напряжения. При телесном контакте двух человек, волна напряжения может перетекать из одного тела в другое. При телесном контакте, можно почувствовать напряжение тела партнера.


Общение этого уровня – тоническое единение двух тел, тела вписываются друг в друга; например, тельце маленького ребенка легко  подстраивается, вписывается в наши руки; а вот тело уснувшего ребенка как будто вываливается из ваших рук.


Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики - комфортно/не комфортно.


Психика. Протопатическую чувствительность считают основой для восприятия человеком СЕБЯ, поскольку она включена постоянно, то и постоянно информирует человека о состоянии своего тела [3, с.160-162; 4, с.71]. Эти же авторы отмечают, что  явления деперсонализации, как правило, сопровождаются нарушениями восприятия протопатической чувствительности.


Телесная тоническая целостность - основа целостности психической.


В социальном взаимодействии – доверие.


Основная рабочая фраза: «Разрешить себе БЫТЬ».


В телесной терапии работаем – от запястьев.


При хорошо включенном уровне А мы сливаемся с миром, чувствуя мир собой, не отделяем себя от мира.


Уровень  V


Кроме пяти уровней, описанных Н.А.Бернштейном, мы, внутри нашей практической работы, выделили еще один подуровень – поскольку его свойства очень близки к уровню А. Мы назвали его V, поскольку филогенетически он соответствует червям (лат. Vérmes).


Уровень V – Автономная (вегетативная) нервная система (Брюшко).


В целом – поддержание постоянства внутренней среды и ритмов тела -  дыхания, пищеварения, терморегуляции, кровообращения тела. В филогенезе – это уровень существования червей. Нервная система червей – брюшная нервная цепочка и окологлоточное кольцо.


Активизация. В норме, на этом уровне, мы активизируемся от питания, пищеварения, потребления кислорода и т.п. – т.е. основных физиологических процессов тела.


Анатомически – система  крупных и мелких сплетений (ганглиев) тела, объединенных в общую сеть,


Основные свойства:

  • включена постоянно,
  • воздействие распространяется на все тело через цепочки ганглиев или сплетений.

Афферентный синтез – глубокая чувствительность и, возможно,  висцеральная чувствительность.

Эфферентный синтез – автономная регуляция функционирования внутренних органов, всех функциональных систем тела.


Строение тела и движение – постуральные мышцы тела, по которым могут проходить волны мышечного напряжения, как у червя. Здесь же формируются позо-тонические ответы – опорные, осевые, вестибулярные.


Общение и собенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – эмпатия, человек чувствует эмоциональное состояние другого человека. Со-чувствие, со-переживание.


Психика - устойчивость физического тела как основа устойчивости психической. Ось тела, как основа стержня личности. Целостная поза тела как основа целостной позиции.


Основная рабочая фраза: «Разрешить себе ЖИТЬ». Слова «жизнь» и «живот» - имеют один корень.  


В телесной терапии работаем – от запястьев.


При хорошо включенном уровне V - мы чувствуем настроение и эмоции отдельного человека или групп людей.


Уровень В


В – Уровень синергий и штампов или таламопаллидарный уровень - уровень врожденных и приобретенных двигательных автоматизмов. В филогенезе – этот уровень является ведущим у рыб и амфибий.


Активизация – от движений, чем больше движений этого уровня, тем активнее жизнь; от контрастных изменений во внешней среде - изменения температуры, движения воздуха (ветер), давления и т.п.


Анатомическая основа – спинной мозг, древние части головного мозга; четверохолмие, древние части таламуса.


Ведущая афферентация уровня синергий В – это афферентация собственного тела. Здесь глубокая (протопатическая) чувствительность дополняется поверхностной (диакритической) и проприорецепторной чувствительностью мышц и связок. Обоняние. Осязание.


Сигнальное зрение (боковое или периферическое зрение) и сигнальный слух. И видение и звучание вливается в нас само – так, как описывают свое восприятие аутисты; нет деления на фигуру (это уже с уровня С) и фон (остатки В-видения).


Эфферентный синтез – слажено,  работают огромные мышечные ансамбли. Не участвует сознание (включение сознания тормозит В-движения).


Строение тела и движение – используются, в основном проксимальные мышцы тела. Четкое разделение на мышцы сгибатели и разгибатели в процессе движения. Сборка тела (мышечно-соединительнотканные увязки) идет по длинным диагоналям (например, левое плечо – правое бедро – правое колено – правая стопа и т.п.). Движения практически не утомляемы, повторяемы, ритмичны, грациозны, очень красивы и доставляют удовольствие. Рука работает целостно, как ласта.  Кисть руки используется только для удержания или опоры, еще не введены в работу пальцы.


Основные свойства уровня – уровень полностью погружен в движение. Восприятие также требует движение.


Общение этого уровня – прикоснуться, прижаться, повозится. Движения могут быть одновременными (склеивание двух тел в одном движении) или чередоваться. Движения ласки. Жест доверия – повернутая к вам щека.


Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – Удовольствие/ не удовольствие,страх. Врожденная неосознанная, выразительная мимика (сонные улыбки или гримаски новорожденных).


Психика – уровень В важен для построения высших автоматизмов, включая автоматизмы поведения, речи и мышления.


В социальном взаимодействии – привязанность.


Основная рабочая фраза: «Разрешить телу двигаться».


В телесной терапии работаем – от запястьев, с опорой на проксимальные мышцы тела; тело терапевта строится по большим диагоналям.


При хорошо включенном уровне В – неосознанное вписывание в текучий, меняющийся мир; жизнь и движение доставляют удовольствие.


Уровень C


   С – Пирамидо-стриальный уровень пространственного поля. Уровень реального, здесь и сейчас, восприятия пространства, выделение и достижение значимых в этом пространстве целей. В филогенезе – на этом уровне существуют низшие млекопитающие и птицы (кроме врановых и попугаев).


Активизация – любопытство, интерес к объектам и целям врожденное свойство этого уровня; стремление к достижению цели.


Анатомическая основа. Уровень С1 – таламус и хвостатое ядро. Уровень С2 – первичные сенсорные и моторные зоны коры.


В основе афферентного синтеза (восприятия) – все виды телесной чувствительности, центральное зрение и слух объединяются в восприятие, узнавание целостного объекта – гештальт объекта. Восприятие «здесь и сейчас». Восприятия мира от себя.


Эфферентный синтез – движение, поведение по достижению реально воспринимаемой цели. Сознательный контроль движения тела в процессе достижения цели. Движения скручивания – спирали, пронация/супинация.


Движения и поведение по подражанию. Запечатление и присваивание новых движений и поведения.


Строение тела и движение. Главными, ведущими, становятся дистальные мышцы тела; постуральные и проксимальные мышцы используются как подчиненные. Повышенный тонус, напряжение, дистальных отделов тела. Мышцы сгибатели и разгибатели могут работать одновременно – например, при построении указательного жеста, при протягивании руки к цели.Мышечно-соединительнотканные увязки – строятся от точки центрирования, внизу живота – схема Головонога. Так начинают рисовать человека маленькие дети – так они себя чувствуют. Работает кисть и ее пальцы. 2-3 пальцы тяготеют к уровню С2 (указательный жест, схватывание); 4-5 пальцы к С1 (означают границы в пространстве). Как стремление к цели, появляется указательный жест.


Основное свойства уровня – активность. Мы смотрим, чтобы увидеть; слушаем, чтобы услышать; дотрагиваемся, чтобы почувствовать; принюхиваемся и пробуем на вкус.


Общение этого уровня. С1 – контактное общение дистальных отделов тела, кистей рук. С2 – общение на расстоянии – переглядывание, интонированное звучание. Со-внимание – присоединение к вниманию другого. Чередование, которое на более высоком уровне D, даст диалог.


Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики – любопытство, кураж на препятствие, радость достижения цели, разочарование, гнев.


Психика – формирование Я-сознания (на основе постоянного восприятия себя выделение себя как субъекта пространства). Появление границ, и своего  тела, и пространства. Свои и чужие. Умение отстоять свое. Семья и воспитание детей. Выделение Лидера. Охота. Инстинкт собственника. Гнездо (дом). Собирательство (на более высоких уровнях, - знаний).


В социальном взаимодействии – интерес к людям.


Основная рабочая фраза: «Разрешить себе хотеть».


В телесной терапии работаем – от дистальных отделов тела, кисть руки, пальцы – все внутри напряжения. Поза терапевта достаточно симметрична и напряжениа.


При хорошо включенном уровне С – живем активно, с интересом, любопытством, к миру и людям. Четкий контроль реального мира.


Уровень Д


Д – Теменно-премоторный уровень действий. Начиная с этого уровня, мы живем в представляемом мире. В филогенезе – уровень D является ведущим у высших млекопитающих, врановых и попугаев.


Активизация – от собственных представлений; встраивание в целостные ситуации; правильное поведение «как надо».


Анатомическая основа – вторичные сенсорны и моторные зоны, включая зоны Вернике и Брока.


В основе афферентного синтеза (восприятия) – лежит восприятие целостных ситуаций и схем, внутри собственных представлений. Например, звук мотора, на уровне С воспринимается как»машина»; на уровне D – «папа приехал». Восприятие целостных ситуаций, топологий (знаков) и схем. Возможны иллюзии, плацебо-эффект, гипноз.


Эфферентный синтез – Поведение внутри представляемых схем и ситуаций; достижение представляемых целей; формирование бытовых автоматизмов. Появляется предвосхищение действия, события, эмоции.


Строение тела и движение, поведение -  тонкие пластичные мышечно-соединительнотканные увязки, пронизывающие мышцы более низких уровней; движения легкие, почти без тонуса, плавные, перетекающие одно в другое. Вы легко почувствуете пластику D-тела, если представите себя в роли Феи или Мага. В кистях рук – значимы ладони и кончики пальцев.


Поведение – как правильно, как надо. Врожденно встраивание в роль.


Основные свойства уровня – погружение в представляемый мир. Мифологическое мышление. Ролевое поведение.


Общение этого уровня – осуществляется только внутри архетипов – и ситуаций, и  ролей. На это накладывается правила поведения «как надо» – причем в разных культурах эти правила могут сильно различаться. Возможна ложь.


Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики - обида, чувство вины, стыд, гордость, печаль. Но здесь же -  «не пойман, не вор». Эмоции как знаки. Схемы эмоционального реагирование – поведение «как надо» - где надо плакать, а где смеяться. Например, в древности, на Руси, невесте положено было плакать; в современном мире – радоваться.


Психика - Осознание СЕБЯ внутри представляемого мира. Коллективное бессознательное. Я – как человек культуры. Поведение погружено в культуральные правила и нормы. Социальная ссылка. Поведение «как надо». Стремление быть «как все». Воля. Выбор. Вожак. Формирование высших автоматизмов, привычек. Знаки, жесты. Появление слов – как обозначение ситуаций.


Основная рабочая фраза: «Разрешить себе быть собой» (ситуации и роли часто затягивают и подчиняют себе).


В телесной терапии работаем – ладонями или кончиками пальцев; легкие прикосновении; при обучении – работаем из образа или из роли. Здесь с телом можно разговаривать и оно «отвечает».


В социальном взаимодействии – нежность, ласковость.


При хорошо включенном уровне D – успешная социализация в окружающем мире.


Уровень Е


Группа уровней Е - Уровни интеллектуального регулирования действий (развернутая фразовая речь, письмо, интеллектуальные действия). В филогенезе – приматы и человек.


Активизация – мышление.


Анатомическая основа – кора лобной области и весь мозг в целом (возможно, волновые или голографические свойства).


В основе афферентного синтеза (восприятия) – восприятие внутри воображаемого мира, абстрактных представлений мышления.


Эфферентный синтез – творчество. Возможно внутри воображаемых или абстрактных представлений, практически оторванных от реальных действий. Понятия, обобщения, метафоры. Символы. Все виды речи.  Творчество. Автоматизмы мышления и речи (при сохранности уровня В).


Строение тела и движение - тело целостно, прозрачно, «светится». Мышечно-соединительнотканные увязки  - пока, не очень ясны. Хотя мы можем видеть тело, включенное в этот уровень при творческом музыкальном исполнении, в работе художника или хирурга. Появляются ямочки на наружной стороне кисти, в основании пальцев.


Основные свойства уровня – творческое и абстрактное мышление.


Общение этого уровня - формируется вокруг общей идеи. Со-зидание, со-творчество, со-думание.


Особенности эмоционального реагирования, важные для диагностики –  интеллектуальные эмоции. Понимание эмоций. Понимание (прекрасного, красоты, гармонии, комического, трагического..). Совесть, честность, человечность, добродетель. Возможно погружение в полностью придуманный мир, где мы будем испытывать достаточно искренние эмоции (художественная литература, музыка. живопись…)


Психика – Трансцендентальное осознание себя как существа мыслящего. Я, как человек МИРА. Личностное действие личностная ответственность.


Принципы. Саморазвитие. Учитель. Наука. Искусство.


Основная рабочая фраза: «Разрешить себе иметь собственное мнение».


При хорошо включенном уровне – саморазвитие; творческое мышление; наука; искусство.



Максимова Елена Владимировна

руководитель научно-методической группы, ООО «Со-творение», Москва

Глушакова Марина Викторовна, дефектолог